Мантия Земли такая же горячая, как и 2,5 миллиарда лет назад: мнение геологов

Геологи изучили горные породы Центральной Америки: оказалось, что их свойства схожи с теми, что были у древних горных пород — коматиитов.
Мантия Земли такая же горячая, как и 2,5 миллиарда лет назад: мнение геологов
Professor Claude Herzberg of Rutgers University

Глубокие слои мантии остаются такими же горячими, как и 2,5 миллиарда лет назад, сообщают геологи из Политехнического университета Виргинии в США.

В исследовании американских геологов представлены новые сведения о «тепловой» эволюции Земли. Так, во время архейского эона – приблизительно 2,5-4 миллиарда лет назад – температура мантии Земли была гораздо выше, чем сейчас.

Во время архейского эона мантия Земли была горячее из-за распада радиоактивных элементов, таких как калий, торий и уран. Именно в этот период и образовались вулканические горные породы «коматиит» — очень горячая версия гавайской лавы.

«Вы можете представить себе поток гавайской лавы – только коматииты были насколько горячие, что светились белым светом, а не красным. Они текли по поверхности планеты, когда ее атмосферные условия больше напоминали Венеру, а не Землю», — объясняет один из авторов исследования, профессор Эстебан Гэйзел.

После окончания эона коматииты «пропали» с нашей планеты, потому что мантия начала охлаждаться. Однако во время исследований в Центральной Америке команда профессора Гэйзела обнаружила у местных горных пород свойства, похожие на те, что были у коматиитов.

Геологи изучили несколько горных пород в Коста-Рике и обнаружили, что концентрация магния у них столько же высока, как и у архейских коматиитов. Также исследователи проанализировали состав оливина – минерала, который одним из первых кристаллизуется из этих горных пород. Гэйзел и его коллеги выяснили, что оливин кристаллизуется при температуре 1600 °C – приблизительно такой же, как и температура оливинов, образовавшихся из коматиитов.

Таким образом, геологи полагают, что после окончания архейского эона мантия Земли охладилась не так сильно, как исследователи думали раньше. Кроме того, возможно, что наша планета все еще способна производить коматиитовые расплавы.

Команда Гэйзела продолжит изучать горные породы на Коста-Рике. Исследователи надеются ответить и на другие ключевые вопросы, связанные с аккрецией Земли.