Лёгкие участвуют в кроветворении

Лёгкие у мышей оказались главным источником тромбоцитов и стволовых клеток, из которых образуются тромбоциты — главные участники процесса свёртывания крови.
Лёгкие участвуют в кроветворении

Тромбоциты — плоские красные пластинки крови — играют важную роль в процессе свёртывания: они закрывают собой место разрыва кровеносного сосуда; кроме того, на их поверхности обычно происходят реакции плазменного свёртывания и реакции, связанные с воспалительным процессом. Учёные давно установили, что тромбоциты получаются в результате деятельности мегакариоцитов — гигантских клеток костного мозга, но механизм формирования тромбоцитов до сих пор был малоизучен.

В исследовании, опубликованном в журнале Nature, описывается роль лёгких в формировании тромбоцитов. Изучив микроциркуляцию крови в мышиных лёгких, исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско обнаружили довольно большое количество мегакариоцитов, попадающих туда из костного мозга. Оказавшись в лёгких, эти клетки начинают активно выделять тромбоциты.

Учёные установили, что в лёгких у мышей образуется 50% всех тромбоцитов организма; объемы производства оцениваются в 10 миллионов тромбоцитов в час. Это само по себе делает лёгкие кроветворным органом, однако калифорнийские исследовател обнаруили в мышиных лёгких прогениторные (стволовые) клетки, ориентированные на развитие по пути мегакариоцитов, а так же сами эти клетк на разных стадиях развития. Если в костном мозге стволовых клеток недостаточно, то прогениторные клетки в легких начинают развиваться и дают нужное число тромбоцитов. Эти наблюдения позволяют рассматривать лёгкие как главный источник тромбоцитов в организме.

Учёные уверены, что подобную функцию в организме лёгкие могут играть и у человека; выяснить, так ли это — новая задача биологов из Калтеха. Также они планируют выяснить, связано ли их открытие с тем, как животные переносят воспаление легких, кровотечения, трансплантацию органов.