Невероятные когнитивные способности шмелей: они умнее, чем мы думали

У пчел, быть может, и маленький мозг, зато они не лишены изобретательности. Последнее исследование показало, что эти насекомые могут искать различные пути для решения сложных проблем, чтобы в итоге получить лакомство.
Невероятные когнитивные способности шмелей: они умнее, чем мы думали

Шмели уже зарекомендовали себя как весьма интересные животные. Они обладают продвинутыми способностями к навигации, эмоциями и довольно сложной культурой внутри своего общества. Они даже могут использовать инструменты: ученые доказали, что насекомое в состоянии научиться дергать за ниточку, если увидит, что подобная тактика приносит другой пчеле сладкое вознаграждение. В дикой природе это выражается тем, что они иногда натягивают или отталкивают цветочные лепестки, чтобы добраться до нектара.

Олли Лукола, поведенческий эколог из Лондонского университета Королевы Марии и автор работы 2017 года, говорит, что подобные результаты исследований других ученых натолкнули ее команду на мысль: что, если пчел можно научить делать что-то, с чем им никогда не приходилось иметь дело на протяжении эволюционной истории?

В своем эксперименте, Лукола и коллеги приготовили для шмелей угощение из сахарной воды, которое насекомые получали при условии, если они перекатят маленький желтый шар к определенной цели — чем, конечно, пчелы обычно не занимаются. Поскольку далее речь пойдет и о шмелях, и о пчёлах, мы будем пользоваться словом «пчёлы» (Настоящие пчёлы (Apidae), куда входит и род шмели — это старший таксон). Сначала насекомых обучили тому, что подсахаренная вода будет капать только после того, как мяч окажется в определенной точке. После этого, каждому из испытуемых продемонстрировали три желтых шарика, помещенных на разных расстояниях от мишени. Некоторые пчелы наблюдали за тем, как другие, уже прошедшие испытание, уверенно катили шар к цели и получали лакомство. Другие наблюдали за действиями «призрака» — самостоятельным перемещением мячика к цели (которое на самом деле осуществлялось с помощью спрятанного под столом магнита). И, наконец, третья группа не видела демонстрацию вовсе, а просто обнаружила мячик в правильном месте, а с ним и награду.

В отдельных тестах, каждая пчела прошла через испытание, в котором ей давали 5 минут на то, чтобы докатить до цели от одного до трех шариков. Ученые сообщали, что те 10 шмелей, которые наблюдали за работой своего более опытного товарища, справились со своим заданием быстрее прочих. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science.

Стоит отметить, что даже среди тех пчел, которые не получили никакого обучающего материала, нашлись те, кто самостоятельно разгадал загадку и справился с поставленной задачей. Помимо этого, пчелы также активно экспериментировали со способом перемещения шаров. Первоначально они пытались толкать его к цели так же, как продемонстрированный сородичем пример, однако после ряда пробных испытаний они неожиданно изменили тактику и, зацепив лапками, принялись тащить мяч — для ученых это было приятной неожиданностью.

Также пчелы проявили изобретательность в вопросе выбора того, какой шар удобнее всего катить к цели. Они не только оперативно выбирали самый ближний к лунке шарик, но и продемонстрировали общее понимание принципа: когда исследователи заменили один из шаров на черный, пчелы, нисколько не смущаясь, покатили его к цели, давая понять, что действительно поняли принцип работы системы, а не просто заучили наизусть удачный вариант.

Для экологов во всем мире результаты работы стали благой вестью. Как известно, популяция пчел стремительно сокращается из-за целого ряда антропогенных факторов, а ведь пчелы — важнейшие опылители, помогающие растениям размножаться. Ученые надеются, что, постепенно обучая поколения пчел новым приемам и способам избегать те или иные «ловушки», они смогут постепенно восстановить популяцию в естественной среде обитания.