Тиранозавров-девочек научились определять по особенностям скелета

Палеонтологи нашли способ определять, пол динозавра по его скелету. Оказывается, способность откладывать яйца оставляет след глубоко в полостях бедренных костей тиранозавров — точно так же, как у современных куриц.
Тиранозавров-девочек научились определять по особенностям скелета

Долгое время у ученых не было способа определять пол динозавра по его скелету. Несмотря на то, что у многих видов ископаемых ящеров половой диморфизм был ярко выражен, понять, принадлежали останки динозавру-девочке или динозавру-мальчику по костям не представлялось возможным.

Однако науке известно как минимум несколько случаев, когда сопутствующие находки помогали определить, что окаменелые останки принадлежали самке динозавра. В 2005 году японские палеонтологи опубликовали отчет о находке — останках самки овираптозавра, сохранившихся вместе с парой яиц между костями ног.

А всего через несколько месяцев молекулярный биолог Мэри Швайцер (Mary Schweitzer) с коллегами рассказала о новой методике определения самок динозавров — по следам, которые оставляли в их костях пережитые скачки уровня эстрогена во время подготовки к кладке яиц.

Внутри полости, в которой содержится костный мозг, в бедренных костях самок тиранозавров Швайцер обнаружила особую ткань. Точно такие же образования формируются в костях современных птиц после овуляции. Наросты используются как хранилище кальция, который позднее идет на построение скорлупы яиц. Если эта ткань обнаружилась в бедренных костях вашего динозавра, значит, перед вами кость самки, которая собиралась снести яйцо, считает ученый.

Не все коллеги согласились с интерпретацией, предложенной Швайцер. Некоторые палеонтологи считали, что бесформенные наросты в полостях костей тиранозавров можно объяснить болезнями или механической деформацией окаменелостей. Звучали также замечания о том, что подобные образования находили в челюстях самцов и детенышей птерозавров, а значит, их нельзя использовать как индикатор пола. Только химический анализ загадочных наростов позволил окончательно убедить скептиков, что наросты в полостях бедренных костей тиранозавра — признак того, что в момент смерти она была беременна. В образцах ткани наростов было больше кальция, чем в окружающих костях. Такая же картина наблюдается у современных птиц.