Клетки иммунной системы проходят сквозь стенки сосудов, не разрушая их

Известно, что белые кровяные клетки регулярно мигрируют по кровеносной системе, проникая сквозь стенки сосудов. Но то, как именно они это делают, не превращая при этом сами сосуды в дырявые лохмотья день за днем, ученые узнали лишь недавно.
Клетки иммунной системы проходят сквозь стенки сосудов, не разрушая их

Белые клетки крови постоянно проделывают отверстия в ваших сосудах. Однако агенты иммунной системы делают это, чтобы защитить вас: они попадают в инфицированные ткани, где производят антитела и пожирают захватчиков, только вместе с кровотоком, так что им просто нужен способ попасть внутрь. Теперь же ученые обнаружили, как именно они это делают. Только представьте: каждая клетка путешествует туда и обратно до 10 раз в день, так что очень важно не превратить тонкую стенку сосуда в решето. Но в чем секрет?

Исследователи поставили флюоресцентные метки на ядра клеток и структурные волокна стенок кровеносных сосудов, которые не пропускают в кровь посторонние частицы и служат проводниками для крови, плазмы и иммунных клеток. После этого ученым лишь оставалось отследить меченых агентов с помощью видеомикроскопии. Они обнаружили, что отверстия формируют не клетки сосудов, наоборот, белые клетки проделывают свои собственные ходы. Но структурную целостность они не нарушают: размягчая огромные (по меркам клеток) ядра они буквально вклиниваются между клетками сосудов и протискиваются сквозь них. Об этом сообщает новая статья, опубликованная в журнале Cell Reports.

Впрочем, небольшой урон этот процесс все-таки наносит: он иногда повреждает тонкие нитевидные волокна (как показано на картинке), которые придают упругость и гибкость сосудам. Однако клетки с легкостью ремонтируют этот разрыв как часть ежедневного процесса жизни ткани. Исследователи надеются, что их открытие поможет понять, как именно метастазы рака попадают в кровоток и разносятся по всему телу.