Ледовый щит Антарктики раскалывается на куски

Ученые из университета штата Огайо обнаружили еще одно зловещее свидетельство того, что разрушение самого большого ледяного массива на Земле идет полным ходом.
Ледовый щит Антарктики раскалывается на куски

Самый большой массив льда, самый крупный запас пресной воды на планете — все это об Антарктическом ледовом щите. В том, что когда-нибудь в результате потепления климата все 30 кубических километров его льда превратятся в воду, у ученых уже давно нет сомнений. А теперь климатологи обнаружили в толще антарктического льда огромные расселины, которые растут на несколько километров каждый месяц и грозят расколоть весь ледяной щит, тем самым ускорив его таяние.

Анализ снимков, сделанных со спутника Европейского космического агентства Sentinel, и тепловых карт, полученных с помощью американского спутника-зонда Landsat 8, позволил сформулировать теорию, объясняющую, каким образом и почему прошлым летом от западной части ледника откололся гигантский айсберг площадью 582 квадратных километров.

Трещины во льду Антарктики, которые нашли ученые из университета Огайо
Seongsu Jeong, Ian M. Howat, Jeremy N. Bassis / Geophysical Research Letters

Оказалось, что айсберг обязан своим происхождением процессам, происходящим в глубине, у самой поверхности материка. Ученые отобрали спутниковые снимки, сделанные за 2−3 года до образования айсберга, сделанные на рассвете и на закате. В лучах восходящего и заходящего солнца, преломляющихся во льду, удалось увидеть гигантские трещины в толще Западного ледового щита. Трещины возникли у границы суши, воды и льда в 2013—2014 годах и росли на 14 километров в год в длину и на 110 м/год в ширину.

Климатологи считают, что причиной образования трещин стало повышение температуры воды Южного океана. Теплая вода вымыла в основании ледника полость, которая дала начало трещинам. Ученые отмечают, что подобные процессы происходят и дальше вглубь материка. Дробление ледяного щита на отдельные глыбы приведет к ускорению таяния антарктических льдов, отмечают ученые.