Человек лишил животных способности воспринимать запахи

Британские биологи изучали влияние шума, вызванного деятельностью человека, на поведение диких животных. На примере мангустов выяснилось, что неестественные для природы звуки в некотором смысле лишают их обоняния.
Человек лишил животных способности воспринимать запахи

Уже давно установлено, что звуки города, аэропортов, дорожного движения оказывают пагубное воздействие на животный мир: обитающие вблизи человека дикие представители фауны испытывают стресс, плохо спят, имеют проблемы с сердцем и хуже воспринимают новую информацию. Этот вывод распространяется не только на млекопитающих: эффект от звуков, производимых людьми, испытывают также птицы, рыбы, насекомые и земноводные.

Новое исследование, ставящее целью найти связь между шумом и восприятием запахов, провели ученые из Университета Бристоля; его результаты опубликованы в журнале Current Biology. Объектами изучения стали карликовые мангусты (Helogale parvula) — животные, для которых обоняние играет особенно важную роль. Обитая группами на территории до 60 га, мангусты метят ее при помощи выделений, не допуская в свои земли «конкурентов». Помимо того, они успешно избегают встреч с хищником, отслеживая их передвижение по запаху фекалий.

В рамках своей научной работы биологи проводили эксперименты в саваннах Южной Африки. Там были разложены образцы выделений хищников и одновременно транслировались звуки, характерные для автомагистрали. Наблюдая за мангустами, ученые установили, что в подобных условиях скорость обнаружения фекалий хищников у них значительно снижается. И даже после того, как животные получали информацию о недалеком присутствии врага, они реагировали на нее не правильно: их бдительность не возрастала.

Важность шумового фактора ранее глубоко не исследовалась. Ученые подчеркивают, что теперь, говоря о вине человека в уменьшении численности животных, следует называть и его: смена модели поведения, которую продемонстрировали мангусты, показывает, как легко целый вид животных может стать уязвимым и в конечном счете исчезнуть.