Все бананы в мире могут быть уничтожены в ближайшие 10 лет

Ученые расшифровали геном микроскопического гриба – аскомицета Mycosphaerella fijiensis, вызывающего у бананов смертельную болезнь Сигатока, и пришли к неутешительным выводам. Всем бананам в мире грозит опасность. Только не паникуйте. Во-первых, их можно спасти. А во-вторых, это уже случалось раньше.

Бананы очень уязвимы к болезням из-за того, что лишены генетического разнообразия. Опылять цветки вручную — слишком хлопотно и ненадежно, поэтому по всему миру бананы размножают вегетативно: фермеры берут побег одного растения и пересаживают в почву, где он, вырастая, дает примерно 300 плодов и новый побег. К тому же большая часть производимых в мире некормовых бананов принадлежит к одному сорту «Кавендиш», на который производители перешли в 50-х годах.

Поэтому нет ни единого шанса, что у какого-нибудь растения окажется ген, который позволит бороться с болезнью. А вот грибы, вызывающие болезнь Сигатока, адаптируются и развиваются, и уже стали гораздо опаснее для бананов, чем были несколько лет назад. Об угрозе лишиться желтых фруктов узнали давно; последнее исследование международной группы биологов только привело новую оценку сроков на основе эволюции грибка.

Лист банана, зараженного болезнью Сигатока.

Свойства гриба, вызывающего болезнь Сигатока, осложняют карантин: их споры могут сохраняться в почве десятилетиями, поэтому даже уничтожение зараженного урожая неэффективно. Если заболевание проникнет из Китая в Южную Америку и Африку, пострадают не только гастрономические привычки любителей сладкого, но и экономика некоторых стран. В отдельных регионах Африки и Южной Америки бананы составляют значительную часть рациона местных жителей; там эпидемия грибковых заболеваний может обернуться гуманитарной катастрофой.

В середине прошлого века такое уже случилась: сорт бананов «Гро Мишель», тогда распространенный повсеместно, пострадал от заболевания, которое очень быстро распространилось по всему миру. Тогда фермеры перешли на бананы «Кавендиш», которые мы едим до сих пор. Но ученые считают, что переходить на другой сорт — не единственный способ спасти бананы. Современные методы селекции и новые фунгициды могут спасти любимый фрукт: нужно модифицировать геном банана так, чтобы он обрел иммунитет к инфекции, или найти вещества, которые остановят ее.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Genetics.