Впервые обнаружен динозавр с опухолью кости

Международная группа палеонтологов обнаружила челюсть карликового гадрозавра (Telmatosaurus transsylvanicus) с доброкачественной опухолью челюсти.
Впервые обнаружен динозавр с опухолью кости
MIHAI DUMBRAV

У утконосого динозавра, известного как гадрозавр, была амелобластома — доброкачественная опухоль челюсти, иногда появляющаяся, в том числе, у людей и других млекопитающих, а также у современных рептилий.

Находка была сделана в так называемой «Долине динозавров» в Румынии. В позднем меловом периоде этот район современной Европы был островом в море Тетис, покрывавшем обширные пространства между Гондваной и Лавразией. Из-за нехватки ресурсов животные, населявшие остров, постепенно становились меньше своих сородичей в более изобильных местах. Кроме того (и челюсть с опухолью подтверждает этот факт) они были более подвержены болезням.

Скелет гадрозавра

Доктор Золтан Чик-Сава из Бухарестского университета поясняет: «Кость была найдена около десяти лет назад, но только сейчас мы смогли объяснить ее деформацию. Для этого мы воспользовались помощью швейцарских коллег из компании SCANCO Medical AG. Они сделали микро-КТ кости, и мы смогли заглянуть внутрь». Эксперты по палеопатологии (дисциплине, изучающей болезни и травмы ископаемых существ), полагают, что новые данные о амелобластомах у утконосых динозавров позволяют сделать вывод о том, что они ближе к нам, чем кажутся. «Они болели теми же болезнями, что и мы», — комментирует палеопатолог Брюс Ротшильд из Медицинского университета Северо-Восточного Огайо.

Ученые считают, что при жизни опухоль не причиняла динозавру боль. Однако размеры самой челюсти предполагают, что динозавр умер, не достигнув зрелого возраста. Из останков имеются только два фрагмента нижней челюсти: причину смерти по ним установить нельзя.