Найдены перья динозавров в янтаре

Палеонтологи обнаружили на территории Мьянмы фрагменты янтаря с заключенными в них перьями и кусочками кожи существ, населявших землю 90-100 миллионов лет назад.

Уже в 90-е годы ученым стало понятно, что динозавры были больше похожи на куриц, чем на варанов, однако вопрос о строении и креплении перьев динозавров до сих пор вызывал жаркие дебаты в научном сообществе: по имевшимся до сих пор окаменелостям с рельефом перьев судить об этом было сложно. Оставался открытым и вопрос о предназначении перьев: могли ли их обладатели летать, или перья служили только покровом или привлекали особей противоположного пола, было неясно. Крайне редкие находки перьев в янтаре мелового периода помогают ответить на многие из этих вопросов.

Два кусочка янтаря из Мьянмы проливают свет на особенности строения пернатых динозавров — энанциорнисов. Длина найденных перьев около 2 сантиметров; существо, оставившее в меловом периоде свои перья в смоле, было размером с колибри — палеонтологи считают, что в янтарь попали перья детенышей древнего существа.

Энанциорнис, перья которого прилипли к смоле
Chung-tat Cheung

Крохотные фрагменты перьев помогли сделать множество важных выводов. Во-первых, этот динозавр умел летать. Во-вторых, его птенцы вылуплялись более взрослыми, чем птенцы современных птиц, и быстрее становились на крыло: кости еще не полностью сформированы, а перья не содержать следов предшествующих линек, но уже полностью оформились и не отличаются от перьев взрослых энанциорнисов.

Ученые рассчитывают найти в Мьянме больше янтаря с фрагментами перьев древних животных, однако проведение научных исследований на этой территории сильно затруднено: многие годы северо-запад страны находится под контролем Качинской армии независимости, которые ведут бои с китайскими пограничными войсками и армией Мьянмы.

отчет об изучении находке опубликован в журнале