На Луне есть вода?

Новые данные относительно состава лунной поверхности, полученные с помощью инфракрасной и нейтронной спектроскопии, позволяют предполагать, что внутри спутника Земли может быть вода, или же водородсодержащее вещество.

До миссий «Аполлон» ученые считали, что на Луне можно найти следы воды, только находится она ближе к полюсам нашего спутника. Когда же исследователи получили первые образцы лунного грунта, то никаких следов воды или же веществ, содержащих воду, на Луне обнаружено не было, и на тот момент вопрос казался закрытым. Тем не менее, за последние десять лет были получены новые данные, которые вновь сделали актуальной эту старую дискуссию. Новый анализ вулканического стекла, добытого на Луне, показал, что внутри спутника вода все-таки может быть. Сделанная в результате нейтронная спектроскопия принесла смешанные результаты, но вот данные инфракрасной дали толчок к более интересным выводам. Вместе они позволяют предполагать, что под поверхностью Луны действительно есть вода.

Астрономы Энтони Кейс и Джастин Каспер были членами группы, которая предложила новый метод по поиску гидратированных веществ — например, воды. Они решили измерить силу протонов, исходящих с лунной поверхности с помощью CRaTer (Космическо-лучевого телескопа для поиска эффектов от радиации), находящегося на борту Лунного орбитального зонда. Космические лучи, достигая лунной поверхности, выбивают из нее протоны, которые фиксирует CRaTer. Ученые провели ряд лабораторных тестов, используя ускоритель частиц, чтобы сымитировать эффект, который космические лучи оказывают на водородсодержащий материал. В результате, они выяснили, что присутствие водорода — например, в воде — снижает общий уровень протонного излучения. Отсюда следует вывод, что если около лунных полюсов есть вода, то сканирование в этих областях покажет значительное снижение протонов.

Но данные, полученные CRaTer, скорректировали эту теорию. На полюсах протонное излучение оказалось даже выше, но инфракрасная спектроскопия показывала наличие веществ, содержащих водород. Ученые вскоре поняли, что причина столь неожиданных результатов в побочных эффектах, которые ранее считались незначительными. Протоны и нейтроны, испускаемые из вещества находящегося под лунной поверхностью на глубине 10 см, сталкиваются с другими атомами, и происходит излучение вторичных частиц. Наличие этих вторичных протонов коррелирует с наличием водорода. Правда, ученые сразу же подвергли эту теорию критике и ищут иные, не столь оптимистичные объяснения полученным результатам. Тем не менее, использование CRaTER для поиска воды на космических телах оказалось в принципе возможным, и в дальнейшем эту технику собираются опробовать не только на Луне.