Образ жизни отца влияет на здоровье будущего ребенка сильнее, чем мы привыкли думать: результаты исследования

Известно, что образ жизни матери, особенно в период беременности, напрямую влияет на здоровье детей. Отцовским влиянием ученые занимались меньше, но в последние годы объем накопленных данных вырос, и теперь биологи уверены: образ жизни, привычки и психическое состояние отца тоже отражается на детях. Статья опубликована в журнале American Journal of Stem Cells.

Зависимость объясняется эпигенетикой — наукой, изучающей изменения активности генов, при которых структура ДНК остается прежней. Половые клетки обоих родителей могут содержать нормальный геном, но нести эпигенетические изменения, которые не всегда бывают полезны. Так, ребенок может родиться с нарушениями фетального алкогольного спектра, даже если мать никогда не употребляла алкоголь — «благодаря» отцовским наклонностям.

Удивительно, что некоторые факторы зависят от условий жизни мужчины в то время, когда он вряд ли задумывался об отцовстве — до полового созревания, в детстве. К тому же эпигенетические факторы наследуются в течение не одного, а нескольких поколений. И это не всегда плохо: например, если отец или дед недоедал в детстве, у потомков наблюдается меньшая предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и диабету.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

Исследователи медицинского центра Университета Джорджтауна, США, сосредоточились на таких факторах, как употребление отцом ребенка алкоголя, влияние окружающей среды и психологическое состояние. Выбор разумен: при получении впечатляющих результатов их можно будет обнародовать и внедрить в практику — так же, как после открытия вреда никотина и алкоголя на плод будущим матерям начали рекомендовать воздержаться от этих привычек хотя бы на период беременности и грудного вскармливания.

Употребление алкоголя отцом отражается на ребенке на уровне экспрессии ДНК

Удалось установить, что употребление отцом алкоголя пагубно сказывается на когнитивной функции и несет угрозу развития некоторых патологических состояний. По поводу влияния на моторную активность заключений пока нет: потомство мышей-алкоголиков менее подвижно, чем нормальные мышата, а с крысами результаты прямо противоположные. Ученые полагают, что дело в видовых различиях — но подобные опыты, разумеется, невозможно проводить с людьми, поэтому остается ждать, когда появится соответствующая статистика.

К другим отцовским особенностям, которые сильно влияют на потомство, относятся:

• возраст отца (чем старше, тем выше риски развития у детей шизофрении, проявлений аутического спектра и врожденных дефектов); • ожирение у отца (связано с увеличенным размером жировых клеток ребенка); • психологический стресс, перенесенный отцом (ученые связывают его с поведенческими расстройствами у детей).

Эпигенетические изменения реализуются главным образом через три механизма: 1) метилирование ДНК, модификацию белков клеточного ядра — гистонов и экспрессию микроРНК. Про метилирование ДНК мы уже писали подробно в статье об эпигенетике. Модификация гистонов происходит на этапе формирования сперматозоида; третий механизм — экспрессия микроРНК — работает сам по себе и в комплексе с двумя предыдущими, меняя механизмы экспрессии генов.

Пока исследователи очень осторожно формулируют выводы: необходимо изучить механизмы переноса эпигенетических изменений более подробно и получить больше статистических результатов. Понятно одно: когда человек заводит детей, то он передает им не только свои гены, но и свои привычки и свой опыт, память своих клеток. Выбор, который мы делаем каждый день, и обстоятельства, которые влияют на нас, формируют не только каждого отдельного человека, но и несколько последующих поколений — и для будущих отцов это работает так же, как и для матерей.