На Волге найден новый вид плиозавра

В Ульяновской области на берегу Волги найдены останки ископаемого пресмыкающегося, оказавшегося представителем не известного ранее вида.

Плиозавры, или плиозавроиды, — это вымершая группа короткошеих плезиозавров, жившая с триасового по меловой периоды. Принято считать, что это особый морфотип, а не естественная биологическая группа животных.

Род плиозавр (Pliosaurus) впервые был описан в 1841 году. Его представители внешне были похожи на плиозавров среднего юрского периода — лиоплевродонов. Основное отличие заключается в строении черепа и большем количестве зубов с треугольными, а не коническими сечениями, что делает их более приспособленными для отрывания кусков мяса из тела жертвы. Длина крупнейших известных представителей видов — до 10—13 метров с длиной черепа более двух метров.

Международная научная группа, включающая специалистов из России и Великобритании, в ходе исследования пород известняка в Ульяновской области на берегу Волги обнаружила окаменелые останки нового вида плиозавра, получившего название Makhaira rossica. Он жил в начале мелового периода и принадлежал к брахаухениусам (Brachauchenius). Для этой группы ископаемых рептилий были характерны крупные, до 9 и более метров, размеры тела. «Волжский плиозавр», по всей видимости, был меньше — до 5 метров. Выводы сделаны по тем немногим его частям, что попали в распоряжение ученых. Это, в частности, фрагмент предчелюстной кости, передняя часть нижней челюсти, несколько зубов, три грудных позвонка, части седалищной и подвздошной костей.

Уникальной особенностью нового вида оказались необычно крупные зубы, располагавшиеся парами вдоль челюсти и имеющие дополнительные небольшие зубцы. Подобное строение челюсти было свойственно тероподовым динозаврам и другим хищникам того времени. Таким образом, Makhaira rossica мог охотиться на крупную добычу, в том числе на суше, тогда как остальные его сородичи были морскими рептилиями и питались рыбой. Результаты открытия опубликованы в журнале Royal Society Open Science.