Ассоциация и память: как работает мозг вороны

Исследователи из Университета Эберхарда и Карла в немецком городе Тюбингене выяснили, каким образом вороны способны связывать одно явление с другим и что происходит в этот момент в мозге птицы. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
Теги:

В исследовании приняли участие две черные вороны (Corvus corone), которым показывали картинки с птицами и цветами. При появлении изображения птицы ворона должна была клюнуть красный квадрат, а в случае с цветком — синий. Методом проб и ошибок птицы пытались понять, к какой группе относится та или иная картинка. За каждый правильный ответ вороны получали вознаграждение, поэтому они смогли быстро выстроить ассоциативный ряд для каждой картинки.

В ходе этого эксперимента исследователи регистрировали активность нейронов в области мозга, которая отвечает за способность к адаптации поведения к новым условиям. Некоторые нейроны по-разному реагировали на разные картинки. Например, один нейрон отвечал только за картинки, которые были связаны с красным квадратом, хотя эти картинки не были друг на друга похожи.

Это означает, что нейроны хранили не отдельные картинки, а ассоциативную связь этих картинок с определенной группой. При этом не имело значения, знала ли ворона правильный ответ давно или же установила его только что. Запись активности нейронов в процессе обучения ворон помогла исследователям выяснить, что ассоциативная связь возникала в течение нескольких минут после того, ворона узнавала значение картинки. Похожее устройство памяти можно наблюдать у приматов, но они имеют более сложное строение мозга.