Почему слоны не болеют раком?

Команде американских учёных удалось выяснить, что слоны в ходе эволюции получили дополнительные копии гена, который борется против раковых клеток.

Впервые о неуязвимости слонов к онкологическим заболеваниям задумался ещё в 1970-х годах британский эпидемиолог Ричард Пето, который известен как автор одноимённого парадокса: хотя у крупных животных клеток в организме больше, чем у человека, но мутаций, повышающих риск развития рака, у них меньше.

Теперь исследователи нашли объяснение парадоксу Пето: в геноме слонов содержится 20 копий гена TP53, а у людей и других млекопитающих — лишь одна. Этот ген-супрессор опухолей способен выявлять поражение ДНК в клетках и отвечать на это выработкой белка p53, который лечит их или уничтожает, не давая раку распространяться по организму.

У истоков этого открытия было обнаруженное несколько лет назад отсутствие одного из двух аллелей гена TP53 у предрасположенных к раку детей. После этого учёные решили исследовать, как этот ген работает у слонов и проверить, как белок p53 действует в белых кровяных тельцах.

Оказалось, что у слонов создаются лишние копии белка p53, а в клетках их организма в ответ на повреждение ДНК включается механизм контролируемого самоуничтожения, появившийся в ходе эволюции.

Впрочем, не все учёные согласны с полученными выводами: некоторые считают, что система защиты слонов от рака не ограничена геном TP53 и устроена значительно сложнее. Выяснить это помогут дополнительные исследования.