День Астероида: интервью с Брайаном Мэем

30 июня в годовщину падения Тунгусского метеорита в мире впервые будет отмечаться День Астероида. Это международная инициатива, призванная скоординировать усилия человечества в деле развития систем раннего обнаружения угрожающих Земле небесных тел и поиска путей противодействия астероидной опасности. Среди учредителей Дня Астероидов – легендарный рок-музыкант, гитарист группы Queen, Брайан Мэй, обладатель научной степени доктора в области астрофизики.
День Астероида: интервью с Брайаном Мэем

В интервью, организованном при поддержке канала Discovery Science, Брайан ответил на вопросы, связанные с Днем Астероида и со вторым главным делом своей жизни — наукой о Вселенной.

Канал Discovery Science активно поддерживает инициативу Дня Астероида и запускает цикл программ «День астероида: обратный отсчет»: с 20 по 29 июня в 21:00 и 21:50 на канале будут идти программы об астероидах, а 30 июня зрителей ждет марафон программ на эту тему на протяжении всего дня. Главные премьеры цикла — программа «Миссия "Астероид"" и научно-фантастический фильм "51 градус северной широты", их показ состоится в 30 июня в 21:00 и 21:50 соответственно. Помимо этого, эфир будут прерывать специальные включения, где будут представлены интересные факты от известных ученых и астронавтов.

— Какова вероятность того, что в ближайшие десять лет на Землю упадет метеорит размером с Тунгусский?

Брайан Мэй

— Что делать, если астероид действительно упадет на Землю? Если вы помните случай с Челябинским метеоритом, то тогда многие свидетели события отнеслись к нему не как к опасности как к аттракциону. А вы представляете себе, куда нужно прятаться и как защитить себя? А то мы знаем, как спасаться от атомного оружия, но не знаем, как от метеоритов.

Брайан Мэй

— Какие меры противодействия вы считали бы наилучшими, если бы было известно, что к Земле приближается астероид средних размеров.

Брайан Мэй

— Что вас больше всего интересует во Вселенной?

Брайан Мэй

— Вспомните фильм «Армагеддон»! Возможен ли такой сценарий и стоим ли мы перед лицом подобных угроз?

Брайан Мэй: Да, я хорошо помню роль Брюса Уиллиса. Если попытаться ответить просто, то да, такое может случиться. Отличный был фильм, мы все смеялись, но если это произойдет в реальности, нам будет не до смеха. Начнем с того, что решение разбить астероид на кусочки, вряд ли было бы эффективным: вместо одного столкновения вы можете получить множество. Траектории движения обломков в этом случае окажутся труднопредсказуемыми. Правильнее будет попытаться отклонить траекторию, и, я надеюсь, для такой работы у нас найдется подходящий Брюс Уиллис.

— Вы в основном известны как гитарист группы Queen, гораздо меньше людей знают, что вы доктор астрофизики. Что же для вас лично значит День Астероида, почему вы стали соучредителем этой акции?

Брайан Мэй

— Вы бы согласились с Элоном Маском, который считает, что нам суждено стать многопланетной цивилизацией?

Брайан Мэй: Хм... меня очень печалит то, как мы, человечество, обошлись с нашей родной планетой, как мы изуродовали ее, так что будь это в моей власти, я бы не позволил роду человеческому портить еще и другие планеты. Это моя точка зрения, и я знаю, что она не слишком популярна. Когда я высказал ее в своем выступлении на астрономическом фестивале Starmus, то очень нервничал: ведь среди участников был Нил Армстронг. Однако когда Армстронг взял слово для финального выступления, он сослался на мое мнение и сказал, что я совершенно прав. Прежде чем ступать на другие планеты, нам стоит что-то поправить в самих себе. Он говорил, что у нас за плечами прекрасные полвека развития науки в области покорения космоса, давайте надеяться, что следующие полвека будут посвящены развитию самого человечества. Я был очень тронут, что человек, первым в истории шагнувший на другое тело Солнечной системы, разделяет мое мнение. Мне кажется, надо так много поменять в человечестве, в отношении друг к другу, к живой природе, прежде чем начать исследовать и заселять другие миры. Давайте прежде всего наведем порядок на Земле.