Впервые измерена продолжительность суток на экзопланете

Астрономы впервые измерили скорость вращения планеты за пределами Солнечной системы. Сутки на Бета Живописца b длятся около 8 земных часов.
Впервые измерена продолжительность суток на экзопланете

Газовая планета, вращающаяся вокруг звезды Бета Живописца, вращается с линейной скоростью 25 км/с (на экваторе) — примерно в 50 раз быстрее, чем Земля. Хотя диаметр Бета Живописца b в 16 раз больше земного, сутки там втрое короче.

Экзопланеты, как правило, не различимы из-за блеска своих звезд и могут быть обнаружены лишь косвенными методами, но Бета Живописца b была одной из первых открытых путем непосредственного наблюдения. Массивная планета еще очень молода (ей всего около 20 млн лет) и активно излучает в инфракрасном диапазоне. Кроме того, она находится на расстоянии всего около 65 световых лет от Земли и вращается довольно далеко от своей звезды, которая различима невооруженным глазом — примерно вдвое дальше, чем Юпитер от Солнца. Поэтому Очень Большой Телескоп, расположенный в пустыне Атакама (Чили), позволил не только разглядеть экзопланету, но и определить скорость её вращения по тому, как инфракрасное излучение взаимодействует с окисью углерода в ее атмосфере.

В каждый момент времени одна сторона вращающейся планеты движется по направлению к Земле, а другая, напротив, «убегает» от нас. При этом спектр видимого излучения смещается в сторону более коротких (с одной стороны) или более длинных волн (с другой). Ни один телескоп не обладает достаточным разрешением, чтобы различить две стороны планеты, по сути, они сливаются в один единственный пиксель. Но красное и синее смещение расширяют спектральную линию поглощения окиси углерода. По величине этой «щели» в спектре астрономы рассчитали скорость вращения планеты, которая оказалась выше, чем у любой из планет Солнечной системы.

По мере того, как Бета Живописца b будет охлаждаться и сжиматься, скорость ее вращения, вероятно, возрастет, и составит 40 км/с на экваторе. Звезда будет восходить над горизонтом своей планеты каждые три земных часа...

Скорость вращения Бета Живописца b соответствует тенденции, наблюдаемой в пределах Солнечной системы: более массивные планеты вращаются быстрее. Это можно объяснить «захватом» дополнительного материала на заключительной стадии формирования планеты, что придает ей еще большее ускорение. Загадкой остается, почему каменистые планеты вроде Земли вписываются в рамки того же соотношения между массой и скоростью вращения, что и газовые гиганты (такие как Юпитер или Бета Живописца b).