Живой вирус из 30 000-летнего льда

Французские ученые обнаружили самый крупный известный вирус, замерзший в сибирском льду 30 000 лет назад. После размораживания он проявил признаки жизни и способность к заражению. К счастью, его «целью» были амебы, однако находка может говорить о том, что таяние вечной мерзлоты в результате глобального потепления способно спровоцировать возвращение и других древних вирусов, несущих потенциальные риски для здоровья человека.

Вирус длиной 1,5 микрометра сравним по размерам с небольшой бактерией. Обнаружившие его биологи-эволюционисты из Университета Экс-Марсель Жан-Мишель Клавери и Шанталь Абергель описали находку в своей работе «Pithovirus sibericum».

Два года назад французские ученые узнали, что их российские коллеги возродили древний цветок из плодов, обнаруженных в 30 000-летней сибирской вечной мерзлоте, и загорелись идеей найти и вернуть к жизни древний вирус. Они использовали образцы вечной мерзлоты, предоставленные российскими учеными, и «ловили» гигантские вирусы с помощью амеб — типичных целей этих патогенов — в качестве приманки. После смерти амеб ученые обнаружили в них гигантский вирус.

Под микроскопом Pithovirus выглядит как толстостенный овал с отверстием на одном конце. Это отверстие имеет «пробку» с сотовой структурой. Вирус размножается путем создания репликационных «фабрик» в цитоплазме своего хозяина, и только одна треть его белков имеет сходство с белками других вирусов. Ученых удивило и то, что огромная частица практически пустая: по своему строению Pithovirus в 150 раз менее плотный, чем любой бактериофаг.

Хотя гигантские вирусы почти всегда «нацелены» на амеб, в прошлом году группой ученых из Национального центра научных исследований в Марселе был описан случай заражения гигантским вирусом Marseillevirus 11-месячного мальчика, госпитализированного с воспалением лимфатических узлов. Поэтому Жан-Мишель Клавери и Шанталь Абергель обеспокоены тем, что рост температуры в результате глобального потепления, а также буровые работы в Арктике, могут способствовать «возвращению» древних вирусов, все еще способных инфицировать и, вероятно, потенциально представлять угрозу для здоровья людей.

Впрочем, на этот счет существует и другая точка зрения. Вирусолог из Университета Британской Колумбии в Ванкувере Кертис Саттл, не принимавший участия в исследовании, говорит, что люди и так вдыхают тысячи вирусов каждый день и заглатывают миллиарды вирусов, когда плавают в море. Идея о том, что таяние льда будет способствовать выделению опасных вирусов и что эти вирусы будут циркулировать достаточно широко, чтобы оказывать влияние на здоровье человека, по его словам, «растягивает научную рациональность до предела». «Я был бы гораздо более обеспокоен тем, что сотни миллионов людей будут вынуждены перемещаться в результате повышения уровня моря», — добавляет Саттл.

По сообщению Nature