Экзопланета HD 95086 b: Самая маленькая экзопланета, обнаруженная с помощью прямых наблюдений

Группа астрономов, использовавшая комплекс VLT (Very Large Telescope) обсерватории ESO, получила отчетливое изображение объекта, движущегося вокруг звезды HD 95086.

Объект HD 95086 b, масса которого всего в четыре-пять раз больше массы Юпитера, — самая маленькая планета за пределами Солнечной системы, обнаруженная с помощью прямых наблюдений.

На сегодняшний день с помощью непрямых методов — транзитного метода и метода Доплера обнаружена почти тысяча экзопланет. Обнаружение еще большего количества ожидает подтверждения, но пока всего лишь несколько десятков экзопланет удалось наблюдать прямым методом.

Для наблюдений ученые использовали NACO — адаптивный оптический инструмент, установленный на одном из четырех 8,2-метровых телескопов комплекса VLT. Данный инструмент позволяет астрономам исключить влияние атмосферных искажений и получать очень резкие изображения. Наблюдения проводились в инфракрасных лучах с использованием приема так называемых дифференциальных наблюдений, улучшающего контрастность изображения планеты на фоне света яркой звезды.

Открытая планета вращается вокруг молодой звезды HD 95086 по орбите, радиус которой в 56 раз больше расстояния от Земли до Солнца и почти в два раза больше расстояния между Солнцем и Нептуном. Сама звезда немного массивнее Солнца и окружена газопылевым диском. Система звезды HD 95086 находится от нас на расстоянии около 300 световых лет.

По оценкам ученых, излучение звезды разогревает поверхность планеты HD 95086 b примерно до 700⁰C. Эта температура достаточна низка для того, чтобы в атмосфере планеты могли содержаться водяной пар и метан. Данная планета может стать хорошим объектом для наблюдений с использованием нового инструмента комплекса VLT — SPHERE. Возможно, с его помощью будут открыты и внутренние планеты системы HD 95086, если они в ней вообще есть.

По сообщению ESO