Свеча на орбите: Горящий космос

На борту МКС продолжаются эксперименты по исследованию процесса горения в условиях невесомости.
13
28096
  • Горение капли топлива: на борту МКС американцы поставили эксперимент FLEX
    Горение капли топлива: на борту МКС американцы поставили эксперимент FLEX
  • Сравните, как горит свеча в обычных условиях и на орбите, при слабой гравитации
    Сравните, как горит свеча в обычных условиях и на орбите, при слабой гравитации

Огонь на орбите, где практически отсутствует гравитация, и давление воздуха строго контролируется, даже визуально совсем не похож на то, к чему мы привыкли на Земле. Поведение его на борту МКС изучают и российские космонавты, и американские астронавты, которые проводят здесь эксперименты по исследовательскому проекту FLEX.

Показано, что горение здесь может протекать при более низких температурах и требует меньшего количества кислорода, нежели при обычной земной гравитации. Это имеет самые прямые последствия для создания новых методов пожаротушения на космических кораблях — к примеру, огнетушители здесь должны использовать материалы, лучше изолирующие пламя от воздуха, чем обычные. Интересна даже форма пламени: оно может гореть оставаясь практически ровной сферой и не вытягиваясь вверх — к тому же, в космосе понятия «верх» вообще не существует. По словам работающего с проектом FLEX профессора Формана Уильямса (Forman Williams), это даже и к лучшему, поскольку облегчает точные наблюдения и упрощает теоретические расчеты.

Эксперименты, проходящие на борту МКС, на высоте более 300 км над земной поверхностью, проводят в изолированной камере и под строгим контролем с Земли. В камере создаются различные условия давления и содержания кислорода, в которых исследуют горение капель различных горючих веществ — от метанола до гептана — горящих не более 20 секунд.

Первая серия таких экспериментов проводилась на МКС с марта 2009 по декабрь 2011 г., вторая началась уже в 2012 г. и продлится примерно год. Она позволит ученым изучить процесс горения в космосе уже при экстремальных условиях, существующих в работающих двигателях. Так что если первый этап имел своей важнейшей целью создание новых средств и систем борьбы с огнем в космосе, то второй позволит разработать более компактные и экономичные двигатели для космических кораблей.

По публикации Space.Com

Комментарии

13 комментариев