Пыль происхождения: Частицы ветра

Продолжается анализ частиц солнечного ветра, доставленных на Землю в 2004 г. Обнаружились свидетельства тому, что образование Солнца и ближайших к нему планет, включая нашу, проходило не так, как принято считать.

Исследование показало существенную разницу в изотопном составе кислорода и азота — самых распространенных в Солнечной системе элементов — в разных ее участках. «Мы обнаружили, что Земля, Луна, метеориты марсианского происхождения и астероиды, все имеют заметно более низкое содержание кислорода-16, чем само Солнце, — комментирует один из авторов находки Кевин МакКиган (Kevin McKeegan), — Это позволяет усомниться в том, что все эти тела образовались некогда из общего газопылевого облака в ходе общего процесса, а почему и как проходил этот процесс, еще предстоит установить».

Стоит сказать, что в земной атмосфере кислород присутствует в виде трех изотопов, различающихся числом нейтронов в их ядре. При этом практически 100% приходится на самый распространенный кислород-16, а экзотические изотопы с весом 17 и 18 обнаруживаются лишь в следовых количествах. Аналогичная картина распределения изотопов кислорода наблюдается и на соседних каменистых планетах — однако в пробах, доставленных зондом Starudt, кислорода-16 еще больше, а двух остальных изотопов еще меньше.

Напомним, что аппарат Genesis, запущенный в 2000 г., отправился в точку либрации L1 системы Земля-Солнце (место, в котором притяжения двух тел взаимно уравновешивают друг друга), примерно в 1 млн км от Земли. Там он находился до 2004 г., пассивно собирая прилетающие к нему заряженные частицы солнечного ветра. Затем зонд отправил на Землю возвращаемую капсулу с образцами, которая совершила посадку в пустыне американского штата Юта. К сожалению, парашют капсулы не раскрылся, и посадка вышла жесткой (читайте: «Поиски происхождения»), однако миссия стала первой в истории, в ходе которой на Землю были доставлены образцы вещества, полученные из областей дальше лунной орбиты. С тех пор ученые ведут их тщательный и всесторонний анализ.

Помимо кислорода, в поле зрения ученых попал и другой широко распространенный в Солнечной системе элемент, азот. Как и в случае кислорода, азот в земной атмосфере присутствует почти полностью в виде одного изотопа, азота-14, а азот-15 встречается лишь в следовых количествах. Однако, в сравнении с этим, в образцах солнечного ветра азота-15 на 40% меньше — аналогичная картина распределения изотопов азота наблюдается и в составе Юпитера.

Эти «небольшие отклонения», на самом деле, весьма существенны, а главное — частицы солнечного ветра представляют собой вещество внешних слоев Солнца, которое, по современным представлениям, претерпело крайне мало изменений со времен существования еще протопланетарной туманности. Соответственно, по разнице изотопного состава мы вправе предполагать, что в ходе образования из туманности звезды и окружающих ее планет на последние действовал какой-то интересный, пока неясный фактор, заметно повлиявший на их состав. Что же это было такое — еще предстоит установить.

По пресс-релизу Los Alamos National Laboratory