Беспокойство королевы: Дыра в бегах

Обнаружена странно «беспокойная» сверхмассивная черная дыра. Вместо того, чтобы мирно «царствовать» в центре своей крупной галактики, она устремилась прочь из нее, причем на очень большой скорости. Для объекта, весящего в миллиард раз больше Солнца, это настоящий подвиг.
Беспокойство королевы: Дыра в бегах

Находку сделала студентка Марианна Хейда (Marianne Heida) — и, конечно, целая группа астрономов из Нидерландов и Великобритании. Они анализировали данные о космических источниках рентгеновского излучения, собранные телескопом Chandra. Здесь стоит напомнить, что практически любая достаточно крупная галактика содержит в своем центре сверхмассивную черную дыру, масса которой составляет от 100 тыс. до 10 млрд масс Солнца. С колоссальным аппетитом она поглощает окружающую материю, которая, приближаясь к дыре, разгоняется до около световых скоростей и раскаляется, начиная активно излучать — в том числе и в рентгеновском диапазоне. Это делает сверхмассивные черные дыры (точнее, их окружение) очень мощными источниками излучения.

Рентген интересен тем, что он способен проникать сквозь препятствия в виде облаков газа и пыли, которые плотно окружают центральные области галактик. Тем самым они дают вполне ясную картину происходящего там — черная дыра на большом расстоянии выглядит крупной яркой «звездой», впрочем, вполне отличимой от реальных звезд по ряду параметров. Именно такой объект обнаружила Марианна Хейда в одной удаленной галактике.

Анализируя эту картинку, она пришла к выводу о том, что эта сверхмассивная дыра покидает свою галактику, причем на большой скорости. А если учесть ее массу (она оценивается в 1 млрд солнечных масс), требуются очень особенные условия для того, чтобы это огромное тело начало двигаться, да еще и так быстро.

По версии, выдвинутой астрономами, эта дыра представляет собой результат слияния пары дыр меньшего калибра (такой механизм считается весьма распространенным — мы писали о нем подробнее в заметке «Дыра-подросток»). Компьютерное моделирование этого слияния показало, что в зависимости от относительных скоростей и направлений вращения исходных дыр результирующая может получить достаточный импульс для того, чтобы приобрести весьма внушительную скорость. Вместо того, чтобы спокойно царить в центре крупной галактики, сверхмассивная черная дыра устремляется прочь из нее, пожирая все на своем пути.

Как считают авторы исследования, эта находка может быть лишь вершиной айсберга — точнее, точкой на его вершине. По их словам, тщательный анализ уже позволил обнаружить множество подобных «странных» источников рентгеновского излучения.

По пресс-релизу RAS