Ученые нашли самую большую звездную черную дыру в галактике. Она находится буквально рядом с нами!

Черная дыра BH3 была обнаружена, когда ученые случайно нашли звезду в созвездии Орла, «колеблющуюся» под действием силы притяжения.
ESO/L Calçada
Звучит страшно! Но стоит ли бояться?

Астрономы обнаружили огромную черную дыру, которая образовалась в результате взрыва звезды всего в 2000 световых годах от Земли. Это близко?

История черной дыры «на заднем дворе» нашей галактики

BH3 — самая массивная звездная черная дыра, когда-либо обнаруженная в Млечном Пути, которая открылась исследователям благодаря мощному притяжению, которое она оказывает на звезду-компаньона, вращающуюся вокруг объекта в созвездии Орла.

кольцо черной дыры

Это открытие настолько важно, что ученые опубликовали подробную информацию об объекте раньше, чем планировалось, чтобы другие астрономы могли как можно скорее провести дальнейшие наблюдения.

«Это большая неожиданность», — сказал доктор Пасквале Пануццо, астроном и член коллаборации Gaia в Парижской обсерватории. «Это самая массивная черная дыра звездного происхождения в нашей галактике и вторая ближайшая из обнаруженных на данный момент».

Черные дыры образуются, когда массивные звезды коллапсируют в конце своего жизненного цикла. В Млечном Пути обнаружены десятки черных дыр, масса большинства из которых примерно в 10 раз превышает массу Солнца.

Самая впечатляющая черная дыра в Млечном Пути, Sgr A*, имеет суммарную массу нескольких миллионов солнц. Она находится в центре галактики и образовалась не в результате взрыва звезды, а в результате коллапса огромных облаков пыли и газа.

Исследователи обнаружили BH3 в последнем массиве данных, собранных миссией Европейского космического агентства Gaia. Космический телескоп был запущен в 2013 году с целью составления трехмерной карты миллиарда звезд.

Когда исследователи изучали полученные данные, они заметили отчетливое колебание одной из звезд в созвездии Орла, которое видно на летнем небе в северном полушарии. Это движение говорит о том, что звезда вращается вокруг черной дыры, которая в 33 раза массивнее Солнца.

Дальнейшие наблюдения с помощью Чрезвычайно большого телескопа Европейской южной обсерватории в пустыне Атакама в Чили (Extremely Large Telescope) подтвердили массу BH3 и орбиту звезды, которая обращается вокруг черной дыры каждые 11,6 лет. «Только центральная черная дыра в Млечном Пути массивнее этой», — сказал Пануццо.

круги на темном фоне

Хотя BH3 более массивна, чем другие звездные черные дыры в Млечном Пути, она похожа на некоторые из тех, которые обнаруживаются с помощью гравитационных волн или ряби в пространстве-времени, которые возникают при столкновении черных дыр в далеких галактиках.

«Ранее мы видели черные дыры такой массы с гравитационными волнами только в далеких галактиках. Это устанавливает связь между звездными черными дырами, которые мы видим в нашей галактике, и открытиями, связанными с гравитационными волнами», — говорят ученые.

В Млечном Пути могут быть 100-метровые звездные черные дыры, но, несмотря на их огромную массу и мощное взаимодействие, которое они генерируют, обнаружить их бывает чрезвычайно трудно. У большинства из них нет звезды, вращающейся вокруг них, поэтому они почти невидимы для нас.