В начале прошлого века Генри Форд совершил то, что казалось невозможным. С помощью конвейерной сборки он сделал автомобиль столь дешевым, что купить его мог практически каждый. Есть предположение, что в ближайшее время существенно упадет в цене еще одно транспортное средство: подводный аппарат. По крайней мере, есть в Петербурге изобретатель, который уверен в этом на все сто процентов

«Мы к Тарадонову Владимиру Станиславовичу», — говорим мы на проходной Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ), что на Лоцманской улице. На улице уже совсем темно, и бабушка-вахтерша бурчит: «Здесь он, здесь. Опять допоздна засиделся». Мы проходим и оказываемся в окружении обшарпанных стен, неработающего лифта и давно тоскующих по уборщице коридоров. «Ну и безнадега», — напрягается фотографирующий арт-директор Руслан Гусейнов, всем своим видом давая понять, что по моей вине влип в бесперспективное дело. Но тут появляется Владимир Тарадонов и отводит нас в помещение, где стоит макет его будущего аппарата. При виде его настроение у Руслана улучшается.

«Благодаря подводному аппарату нового типа Blue Space, — вводит нас в курс дела Владимир Станиславович, — подводный мир скоро откроет свои двери всем желающим».

Практически все современные туристические подводные аппараты имеют обычные винтовые движители. Для обеспечения скорости хода 2−3 узла (и маневрирования) они потребляют как минимум 2−3 кВт от аккумуляторных батарей. И стоимость подобных аппаратов редко опускается ниже 100 тысяч долларов. Так что пока их владельцы — это исключительно богачи или профессиональные исследователи. Аппарат же Тарадонова вместо привычных движителей использует водометные, создающие эффект Коандэ. И если верить ему, с их помощью он может развивать те же 3 узла, затрачивая всего 600 Вт мощности на движение и маневрирование. Тарадонов решил, что развить такую мощность по силам обитателям его двухместного аппарата, и вообще отказался от дорогих и объемных аккумуляторов. Вместо них используются… педали! Если Тарадонову все удастся, Blue Space станет первым в мире «сухим» подводным аппаратом на мускульной тяге! «И одновременно самым доступным аппаратом в мире, — добавляет изобретатель. — Стоить он будет не дороже автомобиля среднего класса. Пойдемте ко мне в кабинет, я вам покажу нашу опытную модель».

Эксперименты под водой

В кабинете Тарадонов вставляет кассету в VHS-проигрыватель, и мы смотрим видеозапись 1999−2000 годов, когда его команда испытывала опытный, выполненный в масштабе 1:2 образец аппарата в университетском бассейне. По словам изобретателя, этот макет при мощности электродвигателя в 200 Вт развивал под водой скорость 3 узла!

«На одном из испытаний, — весело рассказывает Тарадонов, — присутствовал американский профессор, специалист по кораблестроению. Он никак не мог понять, за счет чего движется модель». Изобретатель тогда отделался шуткой: «У вас над Невадой НЛО летают? Так это наши тарелки!»

Тарадонов подходит к доске и пишет на ней мелом формулу зависимости необходимой мощности подводного аппарата от скорости его движения, коэффициентов сопротивления и некоторых других параметров. «Чтобы немного возросла скорость, которая дана в формуле в кубе, надо значительно увеличить мощность, — объясняет он. — Но — смотрите! — мы можем увеличить скорость, не повышая мощности. Для этого нам надо уменьшить коэффициент сопротивления движению. И поможет нам в этом эффект Коандэ».

«Вместо привычных гребных винтов, — объясняет Владимир Станиславович, — мы используем роторные водометные движители с плоскими входными и выходными каналами. Носовые движители направляют струи воды на криволинейную поверхность аппарата и создают разрежение на ее поверхности (более высокое ближе к носу, менее высокое у кормы), которое заставляет аппарат двигаться вперед. При этом струи жидкости, выходящие из носового движителя, доходят до кормового, предотвращая отрыв потока в корме аппарата. Кроме того, эти движители еще и сами создают тягу».

Согласно Тарадонову, за годы работы с проектом Blue Space его команде удалось создать целую теорию движения подводных аппаратов с использованием эффекта Коандэ и поставить множество экспериментов. «Насколько нам известно, — говорит изобретатель, — еще никто в мире не проводил подобных испытаний. А сейчас мы начали строительство первого опытного экземпляра нашего революционного подводного аппарата. Пока я вкладываю в проект свои собственные средства и те, которые одолжили мне родственники, друзья и участники проекта».

Мысли о будущем

«Мне ежедневно по электронной почте приходят письма от энтузиастов со всего мира, — рассказывает Тарадонов. — Все ждут, когда же наконец появится наш подводный аппарат. Не все, правда, горят желанием накручивать педали под водой». Согласно опросу, проведенному консалтинговой фирмой «Финвал» на сайте проекта (преимущественно среди любителей подводного плавания и дайвинга), только 11% ответивших предпочитают «чисто педальный» аппарат. Поэтому изобретатель не исключает, что аппарат будет с гибридным приводом: крутить педали помогут электромоторы (73% опрошенных). Кроме того, такие аппараты могут быть и чисто электрическими, работающими только за счет энергии, запасенной аккумуляторами (оставшиеся 16%).

Тарадонов надеется, что в случае успешных испытаний ему будет значительно проще найти инвестора, который сможет вложить $7−8 млн. в создание производства по серийному выпуску таких аппаратов. Пока же ему не везет: «одни хотят получить сразу контрольный пакет акций нового предприятия (а мы ведь всю жизнь на это положили), другие настаивают на том, чтобы подводный аппарат был построен и успешно испытан в течение нескольких месяцев».

«На это мы не решаемся, — комментирует изобретатель. — Чтобы довести конструкцию до совершенства, нам потребуется не меньше года с момента начала финансирования проекта». «Кстати, а вы сами путешествовали под водой?» — интересуемся мы. Оказалось, что автор глобального проекта любовался морскими глубинами всего лишь раз в жизни. «Это было в Крыму, я опускался под воду с аквалангом, — говорит он. — Такая красота, что не передать словами». И пускается описывать картины подводного мира и фантазировать насчет того, как его аппарат может изменить нашу жизнь. Зачарованные его рассказом, мы уходим только поздно вечером. А выходя из здания университета, видим, что свет горит только в окнах нашего изобретателя.

«Давай напишем об этом проекте Ричарду Брэнсону», — предлагает мне Руслан, очарованный страстью питерского изобретателя. Этот бизнесмен вынашивает проект доступного суборбитального туризма, возможно, его заинтересует идея создания недорогого аппарата для покорения подводного «голубого космоса». А еще надо позвонить режиссеру Джеймсу Кэмерону, большому поклоннику подводных исследований. Ему это должно быть интересно. Но первым делом мы решаем обратиться к российским экспертам, и они охлаждают наш пыл.

Сквозь призму скептицизма

Эксперты Центрального аэродинамического института (ЦАГИ), к которым нам посоветовал обратиться сам Тарадонов, слабо верят в жизнеспособность его аппарата. «Вместо гребного винта с КПД около 0,9 в конструкции Blue Space используют водометные двигатели с КПД порядка 0,5. Как же получается, что изначально менее удачная конструкция по своим показателям может на порядок превосходить винтовой аппарат?» — сказал нам эксперт, попросивший нас не публиковать его имени. Не уверен он и в том, что за счет эффекта Коандэ можно значительно снизить коэффициент сопротивления движению. Согласно его словам, подводная лодка Тарадонова возможна, но по эксплуатационным характеристикам все равно будет проигрывать стандартной винтовой: «Если изобретатель так уверен в своей конструкции, пусть он построит опытной масштабный образец винтового аппарата аналогичного размера и мощности и в ходе независимых испытаний докажет, что его аппарат окажется быстрее. Тогда мы сможем вынести заключение, насколько жизнеспособна такая конструкция».

Владислав Петрович Махров, профессор МАИ и главный конструктор подводного аппарата мокрого типа «Акватика», к проекту Blue Space тоже относится осторожно, хотя и высоко оценивает вклад команды Тарадонова в использование эффекта Коандэ для подводного движения. Не располагая информацией о результатах испытаний, Махров не уверен, что с помощью педального привода можно заставить подводный аппарат сухого типа двигаться настолько быстро. С сомнением конструктор относится и к заявленной стоимости аппарата; по его словам, ее вряд ли удастся снизить ниже $80 000: во‑первых, одно лишь изготовление стального корпуса будет стоить слишком дорого, во‑вторых, в любом случае придется использовать емкие литий-ионные аккумуляторы, а они дороги. А поскольку аппарат сухого типа, то потребуется еще серьезно потратиться на систему жизнеобеспечения, аварийного спасения и пр. К тому же Blue Space за счет большого объема непроницаемого пространства может весить более 1,5 тонн: как изобретатель собирается вытаскивать тяжелый аппарат из воды и вообще обслуживать его?..

Эксперты развеяли наши с Русланом надежды, что через несколько лет мы сможем прикупить себе по подводному аппарату. Тем не менее, когда общаешься с Тарадоновым, сложно не заразиться его абсолютной верой в успех проекта. Когда я выражаю сомнение, что его подводный аппарат может перемещаться так быстро при минимальной мощности, Тарадонов не обижается, а говорит примерно следующее: «Не нужно верить! Представьте тяжелую бетонную плиту — если ее волочить по земле, то мощности потребуется немало, но если положить на тележку с колесами, толкать ее легко сможет один человек. Вопрос — в принципе движения. На нашем аппарате тяга создается на поверхности, а не винтами, которые толкают аппарат, преодолевая сопротивление окружающей среды. К тому же, поймите, важно не только прямолинейное движение аппарата в воде, но и затраты энергии на маневры в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В нашей конструкции эти задачи решаются проще, чем у традиционного винтового аппарата с различными подруливающими устройствами».

А когда я вновь начинаю с ним спорить, Владимир Станиславович лишь предлагает мне подождать следующего лета. «Если к этому времени мне удастся построить свой аппарат, — заявляет он, — вы лично сможете убедиться в его работоспособности. Первый журналистский тест-драйв — за вами».

Ну что же, договорились. Мы не слишком уверены, что через год наш журнал выйдет с тест-драйвом Blue Space. Скажем больше: надежды на это у нас совсем мало. Ведь из сотни безумных проектов девяносто девять оказываются нежизнеспособными. Но один из сотни — непризнанный гений — производит революцию. Быть может, Тарадонов как раз из их числа? Время покажет.

Ну а в том, что в отдаленном будущем туристические подводные аппараты станут продаваться тысячами, как это прогнозирует Тарадонов, мы почти уверены. Миллионы ценителей подводных красот по всему миру уже давно ждут своего Генри Форда.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2006).