Из беседы с друзьями я случайно узнал, что многие и понятия не имеют, что такое стимпанк.

А между тем это одно из интереснейших явлений современной культуры. Но сначала надо объяснить, что такое киберпанк — направление научной фантастики, появившееся в 1980-х и описывающее общество, в котором главенствуют информационные и компьютерные технологии. Культуре киберпанка давно уже тесно в рамках литературы, и ее влияние чувствуется везде: в кинематографе, дизайне, журналах, моде и т. д. Главный писатель киберпанка — Уильям Гибсон (достаточно упомянуть роман «Нейромант», готовый манифест этого культурного явления), главный фильм — «Матрица», а главный киберпанк — безусловно, Билл Гейтс. В общем, с киберпанком разобрались.

Любое более-менее значимое явление культуры тут же порождает желание спародировать его. Особенно это популярно в литературе и, конечно, кинематографе. Впервые термин «стимпанк» употребили два друга-писателя Джеймс Блейлок и Кевин Джетер в дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Причем стимпанк рассматривался исключительно как пародийное противопоставление киберпанку. Наверное, это слово так и осталось бы известным крайне ограниченному кругу критиков киберпанка, если бы в 1992 году не вышел в свет роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (The Difference Engine). Ну а когда делом занялись настоящие взрослые дяди, тут же подтянулись и остальные, в том числе и кинематографисты.

Общие правила

Что же представляет собой стимпанк (в русском языке иногда паропанк)? Действие происходит в мирах, где человечество пошло не по компьютерному, а по другому пути развития, где главенствующую роль играют паровые машины. Как правило, это стилизация под викторианскую Англию, с городским пейзажем эпохи раннего капитализма, брусчатыми мостовыми, освещенными газовыми рожками, джентльменами в цилиндрах в дорогих паромобилях, дамами в кринолинах…

Средства передвижения настоящего стимпанка — дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет, причем все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Вместо интернета — пневмопочта или, в крайнем случае, телеграф. В армии доминируют прежде всего мощные дредноуты с орудиями фантастических калибров, паровые танки, бронепоезда. Часто пехота вооружена пневматическими винтовками и пулеметами.

Как только паропанк канонизировали, выяснилось, что у него уже есть свои предтечи. Самый известный — Жюль Верн, у которого стилистика выдержана до последнего винтика. Перечитайте хотя бы «Двадцать тысяч лье под водой». Очень даже по‑стимпанковски писал Герберт Уэллс — возьмем, например, «Войну миров».

Все по полочкам

Критики любят все классифицировать — в этом состоит немалая часть их неблагодарной работы. Поэтому одновременно с появлением первых стимпанковских произведений их начали раскладывать по полочкам. Собственно первичный паропанк начали называть альтернативно-историческим. Помимо первых романов (в их числе и «Машина различий») к нему относятся, например, и такие фильмы, как «Лига выдающихся джентльменов» и даже детский «Лемони Сникет. 33 несчастья».

Микроподраздел альтернативно-исторического паропарка — вестерн-стимпанк. Типичные примеры — фильмы «Дикий Дикий Запад» и «Назад в будущее — 3». Вроде бы под эту классификацию подпадает и «Гарри Поттер», но для него выдумали свой стимпанк — фантазийный, и добавили туда для компании «Ван Хельсинга». Существует также стоунпанк (стилизация под каменный век, наглядный пример — мультсериал «Флинстоуны»), сандалпанк (стилизация под античность), а также клокпанк (Возрождение и барокко). Впрочем, если вы обладаете хоть небольшой фантазией, можете сами продолжить этот список. Например, монголпанк, где история человечества пошла по пути последователей Чингисхана.

Японские панки

Несмотря на то, что стимпанк придумали в Америке и Европе, настоящим культурным явлением он стал тогда, когда за него принялись японцы со своими комиксами и аниме — «Небесный замок Лапута», «Стимбой», «Изгнанник», «Ходячий замок» и др. Японцы отшлифовали это направление, превратив его в настоящее искусство: в Стране восходящего солнца проходят стимпанковские выставки, выпускаются альбомы, модельеры разрабатывают одежду в соответствующей стилистике.

Паропанк из мира грез начал экспансию и в реальный мир. Например, аниме-художник И-Вей Хуанг массово мастерит паровых роботов, производящих фурор на разнообразных технических выставках. Носить механические часы — тоже очень даже по‑стимпанковски. Как и летать на воздушных шарах, кататься на роликах, слушать виниловые пластинки, строить дирижабли и охотиться с пневматической винтовкой. Оглянитесь вокруг себя — может, и вы самый настоящий паровой панк?

Кстати, на Западе самым первым российским стимпанковским фильмом признан «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Уж очень всех поразила гигантская паровая машина для рубки сибирской тайги…

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2007).