История

Как Владислав Старевич изобрел технику кукольной анимации

Иногда сочетание странных хобби, таких, например, как энтомология и фотография, может привести к изобретению совершенно нового направления в науке или искусстве и к мировой славе.
«ПМ»
29140

Владислав Старевич, родившийся в 1882 году в Москве, провел детство в литовском Ковно (Каунасе), а позднее остался работать там в качестве мелкого чиновника казенной палаты. Почти все свободное время он посвящал своему главному хобби — энтомологии, фотографируя и снимая фильмы о насекомых. Именно здесь и поджидал его счастливый случай.

Позднее он написал в своих воспоминаниях: «Однажды я видел в траве бой между двумя «рогачами» — жуками-оленями. Два тяжелых неуклюжих существа проявляли столько изворотливости, отваги, тонкости и уменья, что я следил за поединком с б? льшим волнением и страстью, чем любая теперешняя девица следит за поединком боксеров на ринге. Мне очень захотелось их снять. Но как только на них падал свет, как только я наводил на них объектив киноаппарата, они сейчас же мирно расходились. Я ловил их, стравливал, но они упорно отказывались мне «позировать». Тогда я взял двух мертвых, еще не высохших жуков и постарался придать им соответствующее бою положение (с помощью тонких проволочек, прикрепленных к туловищу воском). Приходилось делать снимок, затем слегка изменять положение бойцов, делать второй, опять изменять, вновь делать фотографию — и так до конца боя. Я так увлекся этим поединком, что уже и сам чувствовал себя в бою».

Lucanus Cervus («Жук-олень», 1910), стал первым в мире фильмом, снятым в технике объемной (кукольной) анимации. Он вышел столь удачным, что даже профессионалы-энтомологи считали, что снят фильм с натуры. И тогда Владислав Старевич решил замахнуться на большее. Читать далее

Он использовал технику покадровой съемки, чтобы сделать уже не документальный, а художественный фильм — по собственному сценарию, в жанре исторической батальной костюмированной драмы, а точнее, пародии на нее — знаменитый «Прекрасная Люканида, или Борьба рогачей с усачами». Свою технику кукольной покадровой анимации Старевич держал в строжайшем секрете, так что фильм, премьера которого состоялась в марте 1912 года, стал настоящей сенсацией. Публика просто не могла понять, как это сделано, и принимала жуков за дрессированных! Одна из лондонских газет писала: «При внимательном рассмотрении ясно видно, что роли исполняют именно жуки. И если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен быть человеком волшебной фантазии и терпения».

Последующие мультфильмы — «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Веселые сценки из жизни животных» (1913) и еще многие другие — стали классикой мирового кукольного кинематографа. Четыре из них удостоились высших наград. Впрочем, самой высокой наградой остается восхищение взрослых и детей человеком, сумевшим оживить волшебные сказки.

Статья «Жизнь жуков» опубликована в журнале «Популярная механика» (№143, сентябрь 2014).

Комментарии