История

Швейная машинка и 100 её изобретателей

В 1755 году немецкий инженер Карл Визенталь изобрел — нет, еще не машину, но ее важную часть — швейную иглу. Позднее, в 1790 году, британец Томас Сэйнт разработал первую машину, которая предназначалась для сшивания кожи цепным швом. Изобретатель ничего не знал об игле Визенталя, поэтому предусматривал для прокалывания кожи шило, а нить должна была проталкиваться сквозь отверстия вилкообразным стерженьком. Однако дальше чертежей дело не пошло. Работающая же машина, создававшая с помощью крючка цепной шов, появилась только в 1830-м — ее создал француз Бартелеми Тимонье. К 1841 году 80 таких машин использовались для пошива французской военной формы, но позднее фабрика была разрушена возмущенными портными, которые увидели в машинах угрозу для своей работы.
Дмитрий Мамонтов
3
18353

Автор первой машины, способной делать настоящий двойной шов, — знаменитый, но самый недооцененный американский изобретатель Уолтер Хант (помимо прочего, он изобрел безопасную булавку). Его машина стала использовать швейную иглу (с ушком в наконечнике) и челнок, однако Хант не стал доводить разработку до конца, посчитав, что она разорит и без того небогатых швей. А в 1846 году изобретатель из Массачусетса Элиас Хоу запатентовал очень похожую по конструкции машину, которая могла давать короткие прямые строчки двойных стежков. Правда, коммерческого успеха машина Хоу не получила ни в США, ни в Великобритании. Американский рынок был уже занят другим изобретателем и бизнесменом — Исааком Зингером. И хотя позднее Хоу выиграл несколько судебных исков по своим патентам, это не помогло ему войти в историю техники в качестве победителя.

Зингер, родившийся в 1811 году в семье бедного иммигранта из Германии, начал свою карьеру, работая механиком. В молодости он увлекся сценическим искусством и много лет посвятил игре на сцене (не оставляя, впрочем, изобретательства, которое и приносило ему основной доход), пока в возрасте 38 лет не решил закончить сценическую карьеру и осесть в Новой Англии. В 1850 году, работая в мастерской в Бостоне, он взялся отремонтировать швейную машину конструкции Лероу-Блоджетта. Однако, изучив ее устройство, которое был далеко от идеала, он понял, что может сделать намного более совершенную машину. На это ушло $40, и через 11 дней изобретение было готово: с горизонтальным столом, вертикальным движением иглы, двойным швом и ножным приводом. Зингер был готов продать эту машину за $100, однако желающих купить не нашлось — по тем временам это было слишком дорого. И тогда Зингер принял очень важное и, как показала практика, стратегически верное решение — он решил наладить массовое производство своих машин по максимально низкой цене. Для этого он позаимствовал методы, которыми владела только одна отрасль — оружейная (точнее, одна компания — Сэмюэля Кольта). Инвестировав деньги в оборудование, в 1857 году Зингер создал производство швейных машин из взаимозаменяемых деталей, что было невиданной редкостью и позволило снизить себестоимость одной машины до $10. К 1863 году Singer Manufacturing Company стала крупнейшим производителем, а фамилия Зингер более чем на сто лет стала нарицательным обозначением швейных машин.

Статья «Всем этим следует шить» опубликована в журнале «Популярная механика» (№118, август 2012).

Комментарии

3 комментария