Лучшее письмо месяца Андрей Починкин: Обидно, что в статье «Неистовые парусники» («ПМ» № 10'2007) среди всех этих выдающихся и суперсовременных парусников вы не упомянули ни одной российской яхты.

Лучшее письмо месяца

Андрей Починкин: Обидно, что в статье «Неистовые парусники» («ПМ» № 10'2007) среди всех этих выдающихся и суперсовременных парусников вы не упомянули ни одной российской яхты. Между тем в России строят катамараны, которыми вполне можно гордиться. Например, «Иван-32» (IVAN-32), построенный по российскому проекту и в России, — самый легкий катамаран в своем классе. И это не первое судно отечественной постройки — до него были два катамарана серии «Иван-30» (IVAN-30). Один из них — «Газпром» — в 1999 году стал абсолютным победителем регаты Fastnet Race (эти соревнования проводятся с 1925 года и по значимости являются парусным аналогом теннисного турнира Уимблдон) в младшем классе многокорпусных яхт. Впервые в истории гонки оба приза, «Мастер Трофи» — за первое место по абсолютному времени, и «Кристалл Трофи» — за победу с учетом гандикапа, вручались одной яхте. И опять же впервые за всю ис-торию Fastnet Race призы получал российский экипаж яхты, спроектированной и построенной в России! В настоящее время один из катамаранов серии «Иван-30» находится в Великобритании и, по нашим сведениям, неплохо себя чувствует, второй катамаран — в Соединенных Штатах, и его нынешние хозяева им тоже очень довольны. Причем в Америку он добрался своим ходом, то есть пересек Атлантический океан, что, как мне кажется, говорит о многом. В том числе и о качестве наших кораблей.

Большие взрывы

Игорь Мешков: В статье «Взрывной эквивалент» («ПМ» № 9'2007) было указано, что никто и никогда не взрывал количество тротила, эквивалентное по силе ядерному взрыву. Это не совсем корректное утверждение. На самом деле большие количества тротила взрывали, и неоднократно, и в СССР и в США. Например, в феврале 1965 года в районе Малых Гавайев на острове Каллави на полигоне ВМС США было взорвано несколько сотен тонн ТНТ для проверки воздействия ударной волны ядерного взрыва на корабли, вооружение и личный состав. Да и взрывов большого количества взрывчатки в инженерно-строительных целях было предостаточно.

ПМ: С формальной точки зрения Вы правы. Да, были ядерные взрывы с эквивалентом в десятки тонн ТНТ. Такое количество (от одного до нескольких вагонов) тротила взорвать вполне реально, хотя насколько точно это моделирует ударную волну ядерного взрыва — вопрос спорный. Но этот случай скорее исключение, обычный масштаб ядерных взрывов — килотонны (то есть тысячи тонн). Взрывов большого количества взрывчатки (тысяч тонн) в инженерных и строительных целях было немало, но, в отличие от ядерного взрыва, детонация всей этой взрывчатки происходит хотя и синхронно, но неодновременно. Поэтому сравнивать эти взрывы напрямую нельзя. И даже не говоря об одновременности, ядерный взрыв — «точечный», а взрыв большого количества обычной взрывчатки — нет.

Колеса и гусеницы

Андрей Дроздов: В «ПМ» № 9'2007 в статье «Тюнинг БМП» на самом деле изображен вовсе не БМП-1, как написано в тексте, а БТР-80. Как можно было их перепутать? Ведь БМП имеет гусеничное шасси, а БТР — колесное. Непорядок!

ПМ: Просим прощения за то, что ввели наших читателей в заблуждение. На фотографии действительно изображен колесный БТР-80, а именно — его румынская модификация Zimbru с пулеметной установкой израильской компании Rafael OWS-25, но вовсе не гусеничный MLI-84, которому посвящена заметка. Произошла обидная техническая накладка: в финальную верстку попала другая фотография. Выражаем благодарность всем нашим читателям, которые написали нам об этом и подсказали, какая именно машина изображена на фотографии.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2007).