Лучшее письмо месяца Николай Стецков (Москва): Я покупаю «Популярную механику» с первого, ноябрьского номера прошлого года и с особенным интересом читаю статьи, посвященные устройству мира.
Письма читателей (февраль 2004 г.): И подарок автору лучшего

Лучшее письмо месяца

Николай Стецков (Москва): Я покупаю «Популярную механику» с первого, ноябрьского номера прошлого года и с особенным интересом читаю статьи, посвященные устройству мира. Такие, как доступные, интересные и при этом точные описания черных дыр, теории струн, темной материи или нейтрино… Однако, как мне кажется, вы мало уделяете внимания тем областям научных знаний, которые могут принести наибольшие открытия в будущем, расширить представления человечества о нашем мире. Можно назвать несколько тем, которые представляют особый интерес. Например, нанотрубки или проблемы фундаментальной длины, касающиеся множественности пространственных измерений (ведь современные теории предполагают, что наше пространство-время имеет не три пространственных измерения, а больше, и что дополнительные измерения свернуты в кольца). Интересно было бы прочитать об обнаруженных американскими спутниками-шпионами происходящих в других галактиках гамма-всплесках, при которых происходит фантастически высокое энерговыделение. Другими словами, перед вами простирается очень широкое поле, которое я как читатель с удовольствием перейду вместе с вами.

Наш приз лучшему читателю месяца — великолепная радиоуправляемая модель английского танка Challenger 1 от магазина «Пилотаж». Модель выполнена с высокой детализацией. В комплекте — бульдозерный отвaл, буксирный крюк, топливные канистры, бочки, ящики для боеприпасов, даже фигура танкиста, два пулемета, передатчик с рабочей частотой 27 Мг (управляются гусеницы и башня).

Хочется подробностей

Алфёров Иван: Прочитал декабрьский номер, и появился у меня вопрос: раз уж вы так подробно описываете новинки, логично предположить, что ни о какой секретности не может быть и речи. Так может, не останавливаться на достигнутом? В статье «Летающая щука» вы упоминаете о киносъемке испытаний противокорабельной ракеты. Можно ли опубликовать эти материалы? Например, в интернете, запись-то наверняка коротенькая. Жутко интересно взглянуть, да и не мне одному!!!

ПМ: К сожалению, видеозапись «летающей щуки» в действии не сохранилась. В интернете в лучшем случае вы сможете найти технические характеристики некоторых ракет. А мы намереваемся в следующих номерах продолжить серию публикаций о лучших противокорабельных ракетах мира.

Что внутри компьютера?

Андрей Мясников (Челябинск): Хотелось бы прочитать в вашем журнале о том, как устроен компьютер. Может быть, ваши специалисты в понятной и доступной форме изложат историю создания современной ЭВМ. Ведь ни в одном курсе информатики не рассматриваются логические основы ЭВМ, «Машина Тюринга» лишь упоминается. Расскажите, какие технические решения работают в компьютерных устройствах 50-х, 70-х и 90-х годов, какие физические процессы в них происходят. Что делает на физическом уровне микропроцессор и что в нем за конвейер. Где предел быстродействия? Ведь при 2ГГц свет за такт проходит 15 см. Как устроена оперативная память (1 млрд. ферритовых колечек в объеме спичечного коробка)? Какие устройства готовятся на смену существующим?

ПМ: Вы не первый, кто просит подробнее описать работу электронно-вычислительных машин. Несмотря на то, что по этой теме существует немало специализированных журналов, мы планируем рассказать о принципах работы компьютерной техники в стиле «Популярной механики» и дать исчерпывающие ответы на ваши вопросы и вопросы других читателей.

Как сделать сноуборд?

Марина Антонович, Дмитрий Розин: По профессии мы реставраторы и с удовольствием читаем рубрику «Мастер-класс». Всегда ждем от нее интересных идей о том, что можно сделать своими руками, и не обижаемся, что вы предлагаете использовать дорогие материалы и высококлас-сный профессиональный инструмент, хотя не все могут себе это позволить. Но трудно представить, кого могут заинтересовать статьи по сборке изделий из готовых компонентов. Инструкция по сборке должна продаваться в комплекте с дорогой игрушкой, и на наш взгляд, совершенно нет необходимости отводить ей столько места в журнале. Жаль, что хорошая рубрика превращается в рекламу, ведь есть столько действительно интересных тем. Например, приемы использования современных материалов (таких, как пластик, эпоксидка, стеклоткань) для создания авторских форм. Мы хотели бы узнать, можно ли сделать своими руками сноуборд?

ПМ: Рассказывая о том, как мы собирали что-либо из готовых деталей, мы отнюдь не преследуем цели сделать какой-то фирме рекламу. Несмотря на то, что вам как реставраторам это может быть не очень интересно, вы, наверное, согласитесь, что сам процесс сборки тоже захватывает. Особенно человека, не связанного с этим профессионально. Мы не готовы пообещать сейчас, что напишем в ближайшее время, как самому сделать именно сноуборд: большинство сноубордистов покупают их готовыми. Но о том, как изготавливать разные предметы своими руками, будем писать постоянно.

Расскажите про гибриды

В. Нестеренко (Хабаровск): Ко мне как «все знающему об автомобилях» обратился сотрудник с вопросом: «Что такое вариаторная трансмиссия?» Услышал где-то по телевизору. Я действительно кое-что знал и про «Весну» Миронова, и про японские и отечественные снегоходы. Ну, что вспомнил, нарисовал. В понедельник первого числа в союзпечати новый номер «ПМ», а там — «вариации на тему трансмиссии».

С хорошими картинками и пояснительной запиской. Очень оперативно и своевременно. Хотелось бы продолжить «вариации». Японцы не только одни из первых экспериментируют с трансмиссией, но и незамедлительно внедряют. На фотографии в статье о вариаторах очень хорошо виден электродвигатель, благо его корпус выкрашен в красный цвет. Рассказали бы подробнее, что это за штука. Или оставили немного «вкусного» на потом? Вот уже года два по Хабаровску гоняет машина с названием Toyota Prius (Приус), а рядом с названием красуется надпись Hibrid (гибрид). А это значит, что на автомобиле установлена гибридная силовая установка. ДВС вращает генератор, генератор вырабатывает энергию, заряжается аккумулятор. Но мне только после вашей статьи стало понятно, что генератор-электродвигатель играет роль маховика. У фирмы Toyota в арсенале еще гибридные Crown и Previa. На Previa хотелось бы остановиться. Дело в том, что трансмиссия у нее совершенно отличная от других: передние колеса приводятся механически, а вот задние — электромоторами. Причем электродвигатели, они же генераторы, выполнены заодно с колесами, вернее — со ступицей.

А это шаг к тому, чтобы сделать автомобили по принципу телевизора: ДВС — генератор — электродвигатель. Автомобили — это, пожалуй, самая большая моя любовь в технике. Хотелось бы увидеть в «ПМ» статьи об альтернативных видах трансмиссии, двигателей (силовых установок). Меня очень интересуют альтернативные источники энергии. Если они такие дешевые, тогда почему мы еще добываем уголь для ТЭЦ? Остановлюсь на ветрогенераторах — вызывают наибольший интерес. Сила и скорость ветра не постоянны, а потребляем мы электроэнергию с точно определенными параметрами. Какие существуют способы привести к консенсусу частоту вращения генератора и частоту напряжения в сети? Кто из разработчиков в авангарде, что наиболее перспективно?

Как вы справедливо указали, на фотографии к статье о вариаторах был виден выделенный цветом электродвигатель — это действительно гибридная силовая установка. Правда, появилась эта иллюстрация только из-за того, что и вариатор там был виден во всех подробностях. Что же касается «гибридов», то сейчас идея гибридной силовой установки переживает ренессанс — и мы расскажем о ней в одном из номеров.

Загляните под землю

Артем Гуляев (Москва): С огромным интересом читаю «ПМ», но, к сожалению, нахожу слишком мало материала по интересующей меня теме — метрополитены мира. Я понимаю, что об этом можно писать бесконечно, поэтому конкретизирую просьбу: очень хотелось бы увидеть в журнале статью о так называемом premetro и всевозможных его разновидностях. Сейчас наблюдается тенденция к сращиванию и взаимопроникновению метрополитена, трамвая и пригородного поезда, что порождает удивительные виды транспорта — например, скоростной трамвай в Волгограде, Кривом Роге, Киеве и S-Bahn во многих городах Германии. Очень хотелось бы узнать, чем же все-таки ограничено понятие метрополитена. Также я был бы глубочайше признателен, если бы вы написали о H-Bahn, об этом сюрреалистически интересном виде городского железнодорожного транспорта, действующем в Дортмунде и Вуппертале.

ПМ: Если помните, мы посвятили целый раздел апрельского (2003 года) номера железнодорожному транспорту. Будем писать об этом и впредь, в том числе и об устройстве метро, и об упомянутых вами «удивительных видах транспорта». В редакционном портфеле есть уже некоторые наработки, которые мы со временем представим читателям.

Спасибо!

В прошлом месяце нашу редакцию посетил наш давний читатель, яхтенный капитан и тренер по парусному спорту Валерий Томашев. Он подарил нам огромную стопку раритетных журналов Popular Mechanics за 1938−1946 годы. Некоторых из этих номеров нет даже в американской редакции. Валерий спас уникальные издания от уничтожения при списании библиотеки одного оборонного института. Мы искренне благодарны Валерию за подарок.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2004).