В вашем журнале за апрель этого (2006 — ред.) года в разделе «Техношоу» была опубликована небольшая статья «Летающая рыбка» про переделанный в Америке самолет для перевозки ракетоносителей от места сборки до стартовой площадки.

В вашем журнале за апрель этого (2006 — ред.) года в разделе «Техношоу» была опубликована небольшая статья «Летающая рыбка» про переделанный в Америке самолет для перевозки ракетоносителей от места сборки до стартовой площадки.

Нечто похожее, точнее совсем непохожее, но служащее тем же целям, было сделано на ЭМЗ им. Мясищева. А все началось с того, что надо было доставить на Байконур блоки ракетоносителя «Энергия» из Куйбышева. Раньше, во времена Н-1 ее делали прямо на Байконуре, а это было сопряжено с целым рядом «неудобств» и было отклонено. И вот было предложено решение — переоборудовать штатный мясищевский бомбардировщик в транспортный самолет, способный «на горбу» довести блоки ракеты. А что это за блоки — достаточно сказать, что только диаметр этой «трубы» составлял порядка 10 метров, что было почти в 3 раза больше диаметра фюзюляжа самолета. К слову — не только одному Мясищеву предлагали такой транспортник сделать — только вот отказались другие, мол, вот когда «Мрию» сделаем… Только вот времени ждать-то не было.

В мясищевскую фирму я пришел, когда работа была в самом разгаре. Но самым интересным была реакция разработчиков — «и как такое полететь в принципе может?» — вот тема «из курилки», но приходили на рабочие места, и делали, чтобы он полетел. И переделанный самолет 3МТ полетел. И показал, что реализация доставки возможна. И не только на словах, но и на деле.

А далее началась в буквальном смысле «веселость». Дело в том, что в проекте «Энергия-Буран» было задействована куча организаций, и все, «естественно», срывали сроки. А потому кто-то должен был оказаться «крайним». И, по слухам, очень многие надеялись, что этим «крайним» окажется ЭМЗ, поскольку ну не верили, что «это летать может». Как сейчас помню, экспедиция по первой перевозке реального блока ракеты из Куйбышева на Байконур неделю, наверно, «в низком старте» находилась, чтоб по первой же команде без промедления приступить к выполнению «ответственного задания».

А поскольку ведущему от аэродинамиков ехать никуда не хотелось, в экспедицию заслали меня, как «молодого знающего специалиста». Дело в том, что в Куйбышеве тоже «стояли на ушах», и не были уверены, что теплозащитная обмазка бака затвердела до нужной кондиции, и чтобы при перевозке ничего не случилось с ней, обтянули блок обычной рыболовной сетью. Сразу же встал вопрос — а как с аэродинамикой, лишнего расхода топлива не будет (в смысле, до Байконура дотянем?). Было принято решение, совершить перед перелетом пробный полет на 30 минут и посмотреть, что и как. Так вот в этом «эксперименте» от аэродинамиков я и участвовал.

Слава Богу, лишнего расхода не выявили, и потом благополучно долетели и все что надо в лучшем виде доставили. А потом уже, этим же самолетом и Буран отвезли. А вот «Мрия» появилась тогда, когда и возить-то ничего не нужно было. Реально, конечно, а не на выставки всякие.

Было построено 2 самолета 3МТ, думал уж сгинули в небытие, ан нет, в прошлом году в Жуковском на авиасалоне его опять после нескольких лет отсутствия показали. Настоящую рабочую лошадку.