Все мои знакомые в детстве мастерили авиамодели. Чаще всего из фанеры вырезался контур самолета, через «Посылторг» выписывался двигатель МК-17, сквозь крыло протягивались две стальные проволоки — и получалась кордовая модель. Летать она могла только по кругу, выполняя всего одну фигуру высшего пилотажа — петлю Нестерова. Когда надоедало крутить петли, можно было устроить на пару воздушный бой: к хвостам привязывались ленточки, и победителем считался тот, кто обрубит ее с хвоста противника.

«Посылторг» работал, правда, не везде. Например, наш автор Юрий Грановский, родившийся в далеком Усть-Илимске, двигателя так и не дождался. Поэтому собранный в авиамодельном кружке «Икар» самолетик просто крутил на веревочке над головой.

Радиоуправляемые модели при социализме были такой же несбыточной мечтой, как отпуск на Канарах: дистанционное управление в магазинах не продавалось, а собранное с великим трудом самодельное невозможно было зарегистрировать в органах — все частоты были заняты военными и спецслужбами. Время прошло, подросли собственные дети, на Канары слетали, а мечта осталась. При внимательном изучении вопроса выяснилось, что осуществить ее можно всего за три вечера. Что мы и сделали в редакции «Популярной механики».

Покупаем

В большинстве магазинов, торгующих необходимыми для моделизма вещами, стоят белые коробки с наборами для изготов- ления пилотажных самолетов из гофропластика. Придумала эту технологию американская компания US Aircore. Детали самолета, вырубленные в цельных листах пластика, легко и быстро склеиваются обычным клеем «Момент». Получившийся летательный аппарат удивительно живуч: любые поломки моментально чинятся тем же «Моментом», а небольшие пробоины в крыле заклеиваются обыкновенным скотчем. Так что детям можно давать управлять крылатой игрушкой без особого сожаления. Кстати, за внешнее сходство гофропластика с гофрокартоном, такие самолеты часто называют «Картонычами».

Набор, который купили мы, обошелся нам всего в 3900 рублей. За японский двигатель O.S. 46FX, который не входит в комплект, мы выложили еще 5500 рублей. Можно было взять российский, что в три раза дешевле. И самые большие деньги мы отдали за японский комплект четырехканального радиоуправления с рулевыми машинками — 7500 рублей. Плюс два тюбика «Момента», по 35 рублей каждый. Кстати, двигатель и радиоуправление можно использовать еще не раз на других моделях. Что мы и собираемся сделать в дальнейшем.

Вечер первый

Первым делом из вырубленных в фанере трех деталей при помощи эпоксидной смолы собираем раму будущего самолета. На нее будут крепиться двигатель, топливный бак, три рулевые машинки, приемник и аккумулятор. Рама легко извлекается из готового самолета и может быть установлена без переделки на любые другие самолеты US Aircore. При помощи все той же эпоксидки склеиваем между собой два деревянных лонжерона, которые станут основой крыла. При сборке важно соблюсти угол между ними, что, впрочем, совсем не сложно — помогают боковые готовые накладки с правильным углом установки. Всё. Можно отправляться читать детям сказку на ночь.

Вечер второй

Из коробки достаем заготовки фюзеляжа самолета, их нельзя ни с чем спутать. При помощи несложной схемы склеиваем их «Моментом» между собой. В последней накладке закрепляем направляющие для рамы, которую мы склеили вчера. После чего вставляем на клею три переборки, и корпус склеиваем окончательно. Все это занимает минут десять. Пора приступать к сборке стабилизатора. Отступив от задней кромки заготовки четыре коробчатых профиля, острым ножом вырезаем в пятом одну стенку. В итоге мы получаем сразу и стабилизатор, и руль высоты, причем уцелевшая стенка играет роль шарнира. Для прочности в нужные коробчатые отверстия вставляем деревянные круглые рейки. Осталось просверлить два маленьких отверстия в рулях высоты, вставить П-образную скобу — и стабилизатор готов. Вырезаем стенку профиля в заготовке хвостового оперения. Теперь готов еще и руль направления. Прикручиваем болтиками к рулям высоты и направления рычаги тяг, после чего вставляем на клею готовое хвостовое оперение в соответствующие отверстия в фюзеляже. Осталось приклеить кабину и обтекатель. Сборка фюзеляжа закончена.

Вечер третий

С заготовкой элеронов выполняем ту же загадочную операцию по вырезанию стенки в коробчатом профиле. Как вы уже поняли, это проще увидеть, чем описать. Готовые элероны вклеива- ем в заготовку крыла. Следуя заводской разметке, наклеиваем на крыло направляющие для деревянных лонжеронов. Затем вставляем лонжероны, две нервюры и склеиваем крыло по периметру. В элероны вставляем тяги и оклеиваем центр крыла гофропластиком. Самолет почти готов. Крыло крепится к фюзеляжу при помощи резинок. Конструкция легко разбирается и практически не ломается при неизбежных падениях. Как установить радиоуправление, рулевые машинки, тяги, двигатель и для чего самолету нужны эти самые рули высоты, направления и элероны, мы расскажем в следующем номере. Заодно и проверим, полетит ли наше творение. Выглядит, по крайней мере, оно замечательно.

Отдельная благодарность персоналу магазина «Столица хобби» за консультацию.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2002).