Никакие модели не могут сравниться с вертолетами по сложности конструкции и управления.

В этой рубрике мы рассказывали о многих видах радиоуправляемых моделей: самолетах, яхтах, машинах и т. д., однако наибольший интерес вызвал материал про вертолеты, несмотря на то, что это самое сложное и дорогостоящее хобби. Начнем с того, что полноценные модели вертолетов появились сравнительно недавно, спустя сорок лет после появления радиоуправляемых самолетов и автомобилей. В апреле 1970 года модель вертолета «Хью Кобра», управляемая немецким инженером и моделистом Дитером Шлютером, выполнила полноценный полет по кругу и продержалась в воздухе 10 минут. В мире моделизма это произвело настоящую сенсацию. Многие попытались повторить достижение немца, но успеха достигли единицы. Дело в том, что модель вертолета одновременно является как самой эффектной, так и самой сложной из всех авиамоделей — и по своей конструкции, и по технике пилотирования. Без отличного знания аэродинамики, хорошей инженерной подготовки и наличия точных металлорежущих станков шансы на успех равны нулю. Именно поэтому в советское время вертолеты делали только мастера экстра-класса, и просто увидеть их в действии, не говоря о том, чтобы полетать, было практически нереально. На Западе же сформировалась целая индустрия, обслуживающая это хобби, причем первые промышленные наборы для сборки моделей вертолетов выпустил тот самый Дитер Шлютер. Сейчас технология производства моделей вертолетов достигла фантастического уровня: серийные пилотажные модели выполняют в воздухе такие фигуры высшего пилотажа, которые не может повторить ни один реальный вертолет в мире. Но сегодня мы поведем разговор не о тех вертолетах с двигателями внутреннего сгорания, управлять которыми могут только очень подготовленные спортсмены, а об их электрических братьях, переживающих сейчас настоящий расцвет.

Электро

Долгое время модели вертолетов строили только с двигателями внутреннего сгорания — не было ни достаточно емких и легких аккумуляторов, ни компактных и мощных электродвигателей. В последнее время эти проблемы были частично решены. Большие надежды связывают с появлением бесколлекторных электродвигателей, более мощных и долговечных, чем традиционные коллекторно-щеточные. Электрические вертолеты имеют как массу преимуществ (отсутствие выхлопа, пониженная шумность, быстрая подготовка к запуску, большие возможности при компоновке), так и некоторые недостатки — потеря мощности при разрядке батарей и, собственно, недостаточная мощность самих электродвигателей.

Электрические вертолеты идеально подходят для получения базовых навыков пилотирования: обычно такие модели выполняются ударопрочными, не боятся невысоких падений, более просты в управлении и позволяют производить полеты в закрытых помещениях.

Микро или миди?

Наибольшее распространение получили электровертолеты класса «микро», с диаметром ротора не больше 50 см. Самые простые из них комплектуются винтом с фиксированным шагом несущего винта. Это означает, что обе лопасти жестко закреплены относительно друг друга и маневры по высоте можно осуществлять только изменяя скорость вращения ротора. Такие модели хорошо подходят для полетов в домашних условиях (если квартира достаточна просторна), но не позволяют выполнять ни одну фигуру высшего пилотажа. Часто такие модели оснащаются крестообразным учебным шасси и используются для освоения азов пилотирования. Лопасти «комнатных» вертолетов делаются из плотного пенопласта, поэтому травму получить практически невозможно — при ударе лопасть мгновенно разлетается на куски. Расстраиваться не стоит — лопасти являются расходным материалом, свободно продаются в хобби-магазинах и стоят недорого.

Модели с изменяемым (коллективным) шагом несущего винта имеют механизм управления углом атаки винта, сходный с механизмом более крупных моделей с двигателями внутреннего сгорания. Управление такими вертолетами гораздо сложнее, и их не рекомендуют для обучения из-за неустойчивости в полете и резкости управления, однако они уже позволяют заняться выполнением фигур высшего пилотажа.

Выпускаются также электровертолеты класса «миди», с диаметром ротора 120−150 см, сильно похожие на вертолеты 30 класса с двигателями внутреннего сгорания. Подобные машины лишены преимуществ микромоделей, а из-за большой массы аккумуляторов обладают худшими пилотажными характеристиками, чем топливные аналоги.

Устройство вертолета

Вертолет имеет некоторые специфические устройства, присущие только ему. Важнейшее из них — автомат перекоса, который, изменяя наклон лопастей винта, позволяет вертолету двигаться в горизонтальной плоскости. Или гироскоп, который компенсирует вращательный момент, создаваемый двигателем вертолета. Вернее, сам эффект компенсирует винт на хвостовой балке, а собственно гироскоп управляет оборотами и шагом винта. Современные гироскопы давно уже перестали быть громоздкими механическими устройствами, напоминающими волчки, и превратились в компактные электронные микросхемы.

Иногда вертолеты продаются в собранном виде, но чаще — как набор огромного количества тяг, приводов, шарниров и балок из композитных материалов. Двигатели, рулевые машинки и пульт управления, как правило, приобретаются дополнительно. Несмотря на то, что к набору в обязательном порядке прилагается подробная инструкция по сборке, без опыта правильно собрать вертолет практически нет шансов — настолько сложно это техническое устройство. Поэтому в данном случае редакция отошла от своего правила самостоятельной сборки модели, предоставив это профессионалам. Что, кстати, рекомендуем и нашим читателям.

Пульт

Пульты управления вертолетами — самые сложные и самые дорогие из всех пультов, представленных на рынке. Вертолеты используют как минимум 5 каналов управления (крен, тангаж, газ, хвостовой винт, шаг винта), а более продвинутые модели требуют и дополнительных каналов — например, для регулировки чувствительности гироскопа. Поскольку одновременно управлять таким количеством каналов практически нереально, в большинстве вертолетных пультов реализованы сложные компьютерные программы микширования разных каналов, позволяющие управлять большим количеством параметров всего двумя ручками.

Правда, некоторые простые модели электровертолетов обходятся стандартными аналоговыми четырехканальными самолетными пультами, позволяющими выполнять простейшие манипуляции в воздухе.

Симулятор

Однако всего этого еще недостаточно, чтобы взлететь. Вертолеты — практически единственный тип моделей, который требует обязательных предварительных занятий на тренажерах — уж очень дорогим оказывается ремонт. Опытные моделисты рекомендуют налетать на симуляторе не менее 100 часов, прежде чем «пересаживаться» на реальную машину.

Компьютерные симуляторы делают разные компании, но наибольшее распространение в России получили CSM (ориентировочная цена $160) производства компании NHP и RealFlight G2 (не менее $200) компании Great Planes. Сэкономить на симуляторе, купив пиратский диск, скорее всего не получится. Дело даже не в многоуровневой защите от нелицензионного копирования, а в специальных нестандартных кабелях, служащих для подсоединения вашего пульта управления к компьютеру (почти на всех вертолетных пультах есть компьютерный выход).

Графика, особенно в RealFlight, действительно сильно впечатляет, а процесс управления вертолетом довольно реалистичен. Вполне возможно, что ваше увлечение вертолетостроением заглохнет именно на компьютерном этапе, что убережет вас от дальнейших расходов. А если нет — поможет определиться с будущей покупкой: в продаже можно найти диски с любыми реальными моделями вертолетов.

Полетели!

Максимально я смог продержаться в воздухе около 50 секунд. Да и этот «рекорд» дался мне нелегко — час времени и десяток вдребезги разбитых вертолетов. При такой результативности на симуляторе о живой модели и речи быть не могло. Пришлось приглашать профессионального «пилота» — Владимира Голубева.

К сожалению, на застывшей фотографии, не способной передать реальной динамики полетов, вертолеты сильно проигрывают. Поэтому для разнообразия и демонстрации возможностей электрических вертолетов мы попытались выполнить эффектный трюк — заварить пакетик чая в стакане кипятка. Для фокуса была выбрана модель с экзотической двухроторной соосной схемой производства японской компании Hiro-bo. Правда, экзотична эта схема только для моделей вертолетов — в «полноразмерной» жизни она встречается не так уж редко.

Преимущества этой схемы — большая компактность и отсутствие хвостового винта. Недостатки — более сложная конструкция ротора. Наша модель была не совсем автономной — от нее к пульту тянулся кабель с электропитанием. Полностью автономную модель компания обещает выпустить в ближайшем будущем.

Первая попытка заваривания не совсем удалась — вертолет не смог долго удерживать пакетик в стакане, сработал эффект «близкой стенки» и — машину буквально всосало в стоящий неподалеку красный куб. Итог — минус одна пенопластовая лопасть. После минутного перерыва на замену лопасти трюк удалось повторить чисто, к общей радости случайных зрителей.

Цены

Цены на электровертолеты колеблются от 10 до 20 тысяч рублей, в зависимости от сложности и комплектации. Дешевые наборы идут, как правило, без аккумуляторов, рулевых машинок и пульта управления, самые дорогие готовы к полетам прямо из коробки. Плюс тысяч десять на тренажер. В итоге путевка в небо обойдется примерно в тысячу долларов США. Дешевле зависнуть в воздухе не получится.

Помещение и техника для полетов предоставлена магазином «Пилотаж» на Сущевском валу.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2004).