В рубрике «Мастер-класс» мы периодически собираем радиоуправляемые модели, а затем запускаем их. Яхты и автомобили запускаем сами, а вот для пилотирования самолетов приходится приглашать профессионалов: время жизни модели в руках начинающего пилота исчисляется секундами — нашему фотографу этого недостаточно.

Тем не менее научиться летать можно. Например, существуют специальные «неубиваемые» модели-слоу-флаеры из ударопрочного пенопласта, которые имеют небольшую скорость и защищенный толкающий винт. Для них падение не всегда становится летальным. После «убийства» одного-двух слоуфлаеров можно спокойно переходить на более хрупкие, но и лучше летающие модели. Еще более правильно — летать с инструктором. Современные пульты управления позволяют работать в «связке» — к вашему пульту подключается инструкторский, который в критических ситуациях может перехватить управление.

Существует еще один путь — компьютерные авиамодельные симуляторы. Ключевое слово тут «авиамодельные». Оказывается, виртуозное владение реальным самолетом вовсе не означает, что вы сможете управлять моделью с помощью авиасимулятора — даже если докупили к нему правильные штурвалы и педали.

Дело в том, что авиамоделист наблюдает за самолетом с земли и управляет моделью пультом, не имеющим ничего общего с реальным самолетным штурвалом. Авиамодельные симуляторы моделируют как раз такую ситуацию: к компьютеру подсоединяется самый настоящий пульт управления, загружается карта любимого клуба и реальная авиамодель — и в полет. Падать можно бесконечно: разбитая модель восстанавливается компьютером за секунду.

Нереальные полеты

Насколько полезен авиамодельный симулятор, мы решили проверить на себе, зайдя в ближайший магазин и купив Reflex XTR за 7000 рублей. Для корректности заметим, что в Москве продаются еще два симулятора аналогичного класса — AeroFly Deluxe и RealFlight G3, имеющие примерно одинаково точные математические модели. Мы выбрали Reflex по трем причинам: он продается в ближайшем магазине, у него лучшая графика (это важно для иллюстраций в журнале) и он локализован, то есть переведен на русский язык. Итак, в полет.

Для того чтобы взлететь, нам потребуется пульт управления, а также шнур-переходник. Установка программы и калибровка пульта проблем не вызывают. Теперь загружаем летный клуб (нам пришелся по душе Borstel-Hohenragen), готовую модель, и, в принципе, можно лететь. Так как нашего «Синего Барона» в базе данных Reflex не оказалось, мы выбрали похожую по летным характеристикам Spitfire Mk IX — он такой же пенопластовый и электрический. Программа позволяет как подниматься с летного поля, так и начинать полет уже в воздухе, аналогично запуску модели с рук в реальной жизни.

Модель при взлете ведет себя совсем как реальная, включая ре-акцию пропеллера, когда самолет заваливает в сторону, противоположную вращению винта — в нашем случае влево. Первые попытки привели к сваливанию и падению. Минут через десять взлет стал проходить успешно, и модель не спеша начинает уходить в небо.

Однако взлет — самая простая часть полета. Далее осваиваем полет по прямой. Самое главное тут — нежное обращение с рукоятками управления. Основные проблемы начинаются при попытке пролететь по кругу. Закладываем легкий вираж и начинаем описывать дугу. Пока самолет летит от нас — все в порядке. А вот когда он начинает доворачивать на нас, происходит «отказ» вестибулярного аппарата пилота — меняются местами лево и право. Небольшая коррекция виража приводит к катастрофе — вместо исправления крена он увеличивается, самолет входит в штопор и падает. Бороться с этим можно только многочасовыми налетами на симуляторе — в реальной жизни такому навыку просто неоткуда взяться.

Вторая почти непреодолимая трудность, конечно, посадка. Для нее, по крайней мере, нужно освоить беcпроблемный полет по кругу — чтобы вернуться к взлетной полосе. После этого самолет переводится в горизонтальный полет, плавно убирается газ. Если все сделано аккуратно — модель, радостно подпрыгнув на поле, покатится и остановится. Если нет, что бывает чаще, — зароется носом в траву.

Реальные полеты

Итак, начинаем тренировки. С риском для своей карьеры я не менее часа в день летал на компьютерном «Спитфайере», научившись каждый раз взлетать, через раз — описывать круг, еще через раз — благополучно садиться. Для более сложных маневров эти модели и не предназначены: попросту говоря, моторчик не тянет.

Настал день тестирования. 9 часов утра, Ходынское поле. Разбег, самолет зарылся капотом в асфальт. Пресловутый эффект сваливания на крыло при взлете в реальности оказался сильнее. Несколько пробных пробежек и подскоков по полосе, газ на максимум и ручку немного на себя. Ура! Лечу! Метров десять, потом неудачная попытка приземления, и у нашего «Синего Барона» остается только половина шасси. Следующие попытки взлета — только с рук. После пяти полетов по прямой аккумулятор разряжается. Вердикт: мы научились взлетать, лететь по прямой метров сто и поворачивать на 900. Много это или мало? Наш фоторедактор делает несколько неудачных попыток пролететь по прямой. Приходим к выводу, что по сравнению с ним я — ас.

Подводим итоги

Безусловно, симулятор оказался чрезвычайно полезным приобретением. Может быть, через месяц виртуальных полетов я смогу не только поднять в воздух, но и вернуть на аэродром настоящую модель. А потом можно «пересаживаться» и на модели с настоящим двигателем внутреннего сгорания.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2006).