Автор проекта — Александр Шевченко из Екатеринбурга — надеется, что его аппарат станет для транспортной схемы будущего тем же, чем стал для авиации «Флайер», первый самолет братьев Райт.

Для владельцев SkyFlyer многочасовые пробки на пригородных шоссе и вонь выхлопных газов перейдут в разряд неприятных воспоминаний. Аэромобиль задуман как общедоступное транспортное средство для повседневных полетов на расстояние до 700 км. Первыми его потребителями будут службы аэротакси. Экономичный и неприхотливый в обслуживании аэромобиль значительно снизит стоимость вызова и привлечет много клиентов. Из частных лиц новый проект заинтересует в первую очередь фанатов авиации, затем к ним подтянутся те, кто готов выложить $45 000 за возможность любоваться окружающим ландшафтом с высоты. При массовом же выпуске аэромобилей и повсеместном обустройстве взлетных площадок SkyFlyer окажется удобнейшим транспортом для жителей дальних пригородов. Летать на аэромобиле можно будет практически в любую погоду, кроме крупного града, сильного (более 18 м/с) ветра и температуры ниже 30 градусов по Цельсию.

Прокатиться с горки

Чтобы до минимума сократить длину взлетно-посадочной полосы, ее предлагается делать наклонной. При наклоне в 30 градусов будет достаточно 25 метров. Такие взлетные полосы можно размещать даже в парках, практически как автомобильные стоянки.

Проблемы с парковкой и хранением аэромобиля решают складывающиеся крылья. При складывании передние крылья на осевых шарнирах поворачиваются назад на угол 90 градусов, одновременно с этим задние поворачиваются вперед, под передние крылья, на тот же угол.

Мне сверху видно все

Полет на Skyflyer должен приносить максимум удовольствия. Для этого крылья самолета размещены в верхней части фюзеляжа и увеличена площадь остекления, чтобы ничто не мешало пилоту и пассажирам наслаждаться видами.

Положение кресел «подстраивается» под пассажиров. Более тяжелый человек окажется смещен к центру самолёта, а более легкий — к двери. Вся операция по центровке будет производиться автоматически за несколько секунд. Системы настроек и само кресло расположены в подвижной капсуле из стеклопластика, которая поможет защитить пассажира от травм в случае аварии.

Посадка в салон не требует специальных трапов. Благодаря большому дверному проему попасть в кабину SkyFlyer будет не труднее, чем в обычный автомобиль.

По технологиям Ferrari

Предлагается использовать четыре основных материала: карбон для каркасных элементов, пенопластичный заполнитель между стенками фюзеляжа и пространством интерьера для снижения вибраций и шума, стеклоткань для обшивки и корпусных деталей и оргстекло. Каждый из этих материалов имеет низкий вес при достаточной прочности. Производство элементов конструкции аэромобиля не потребует заклепок, болтов, сварных швов и, что наиболее важно, дорогостоящих штамп-машин. Принцип изготовления элементов — формование по контрформе, снятой с мастер-модели. Элементы в этом случае получаются абсолютно гладкими и поддаются любой обработке. Именно из таких материалов и по таким технологиям делают автомобили Ferrari.

Дизайн всего лишь часть проекта

Интересный, хорошо подуманный проект выполнен в современных стилевых тенденциях. Особенности внешнего вида во многом определяет аэродинамика. Высокая стоимость разработки и подготовки производства явно отразится на стоимости аппарата и минимальном тираже. К тому же, прибавив стоимость необходимой инфраструктуры, обучения кадров, рекламу и пиар, получим примерно такую же плачевную ситуацию, как с имеющимися аналогами. В любом случае этот проект — шаг вперед в решении транспортных проблем человечества, но, к сожалению, часто дизайн представляет собой лишь малую составляющую проекта.

Владимир Самойлов, редактор ведущего российского интернет-ресурса о промышленном дизайне Designet.ru

Вопросов больше, чем ответов

Пока это проект из области фантастики. Аэродинамическая схема SkyFlyer не отвечает условиям устойчивости и управляемости: в частности, расположение килей близко к центру тяжести не позволит создать необходимые моменты для управления по курсу. Не ясно, как будет реализована сложная механизация крыла (предкрылок, закрылок, полностью поворотный элерон). Нужны точные расчеты положения центра тяжести и центра давления, влияющие на устойчивость по тангажу, полной подъемной силы и многих других характеристик. Преимущество наклонных взлетных полос кажется чрезвычайно сомнительным: если взлететь с такой полосы еще можно, то при посадке малейший порыв ветра разобьет аэромобиль о ВПП. В общем, вопросов пока больше, чем ответов. Тем не менее поблагодарим автора за поддержку идеи «народного аэромобиля». Может, когда-нибудь это осуществится и проблема «пробок» переместится в небо.

Владислав Петрович Махров, профессор кафедры «Проектирование аэрогидрокосмических систем» МАИ

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2007).