Как умирают спутники: Пять путей к достойной смерти

Со времени запуска первого советского спутника в космос выведены тысячи космических аппаратов. Часть из них продолжает действовать, а другие уже закончили работу. Что же бывает с ними после этого?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая возможность — орбитальное кладбище

Если с отработавшим свое аппаратом все в порядке, он получает из центра управления сигнал, который в последний раз запускает его двигатели для перемещения на особую «кладбищенскую» орбиту. Она пролегает примерно на 200−300 км выше обычной геостационарной, на которой работает большинство спутников. Здесь, по международным соглашениям, они и остаются навеки — или пока что-либо не выбьет их из этого положения. Здесь они не представляют никакой опасности для работающих аппаратов. Так, в 2006 г. отработавший свое российский спутник «Экспресс-АМ 11» был благополучно захоронен на этом «кладбище».

К сожалению, такой спокойный сценарий далеко не всегда реализуем. В качестве примера можно привести телекоммуникационный спутник Astra 5A, который после 12-ти лет беспорочной службы в середине января этого года вышел из строя. С этого момента он продолжает неторопливо двигаться по своей геостационарной орбите (почти 35,8 тыс. км над уровнем моря). Владельцы спутника уже не надеются восстановить его работоспособность или хотя бы запустить бортовые двигатели для перемещения на безопасную «кладбищенскую» орбиту. В этой связи они уже передали официальное уведомление всем владельцам соседних спутников, чтобы они внесли необходимые поправки в работу своих аппаратов и учитывали небольшую, но все-таки существующую возможность столкновения с «трупом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая возможность — сбить

Такой вариант связан с довольно сложными моментам международной политики, ведь каждое использование ракеты для уничтожения спутника — это возможность испытать, отработать и, при необходимости, доработать технологии «космических войн». Так что этот сценарий реализуется лишь в особых случаях.

В частности, зимой прошлого года запущенная из акватории Тихого океана американская ракета уничтожила отказавший разведывательный спутник USA 193. Этот случай, кстати, иллюстрирует и еще один неприятный момент, связанный с этим вариантом «спутниковой смерти»: по орбите рассыпались многочисленные обломки. Почти все они вошли в атмосферу, и в числе их оказался разбитый топливный бак, заполненный токсичным гидразином.

Ну а случай с тем, как сбили собственный спутник китайцы и вовсе наделал много шума из-за обеих описанных выше причин: и обломков, и политики. Подробно мы разбирали это происшествие в статье «Поле битвы — космос».

Возможность третья — ничего не трогать

Проблемный спутник может быть и предоставлен самому себе. Так, на орбите покинут советский военный спутник «Космос-1818» из сверхсекретной серии УС-А, оснащавшейся ядерными двигателями. Запущенный в 1987 г., он не вызывал нареканий, пока уже в наше время американская Служба по слежению за орбитальным мусором (Orbital Debris Program Office)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

не заявила, что «Космос-1818» вдруг выбросил кучу обломков, что, возможно, является результатом протечки охлаждающего агента бортового реактора из-за удара микрометеорита.

Действительно, глава Штаба космических войск России генерал-майор Александр Якушин позднее подтвердил частичную фрагментацию спутника «Космос-1818», однако подчеркнул, что он не представляет риска ни в смысле столкновения с МКС, ни в смысле выпадения на землю «радиоактивных осадков», о чем, разумеется, широко трубили западные СМИ. Орбита его пролегает на высоте около 800 км над уровнем моря, что заметно выше 354 км высоты полета МКС. Вдобавок, за всем происходящим с «Космосом-1818» следят сейчас особенно внимательно и российские, и зарубежные специалисты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову, тут и вправду есть чего опасаться: если «Космос-1818» находится под контролем, аппарат «Космос-954», также несший на борту ядерную установку, развалился на орбите в 1978 г. Тогда множество радиоактивных осколков упало на территорию Канады.

Возможность четвертая — починить или вернуть

Некоторые аппараты, достаточно небольшие для того, чтобы поместиться внутри многоразовых космических кораблей, возвращают на Землю. Некоторые же особо ценные спутники пытаются починить на орбите. Самый, пожалуй, известный пример этому — телескоп Hubble, которому уже без малого 18 лет. Астронавты посещали этот мощнейший аппарат не менее 4 раз, ремонтируя отдельные его блоки, или добавляя новые, чтобы расширить возможности и сроки миссии. Очередная (и последняя) попытка ремонта запланирована на 12 мая этого года.

Ну а вскоре задачи по ремонту спутников прямо на орбите возьмут на себя специальные сервисные спутники. О текущем положении в этой области мы рассказывали в заметке «Техобслуживание на орбите».

Возможность пятая — огненное погребение

Один из самых распространенных способов избавиться от отработавшего свое спутника (или любого другого космического мусора — ступеней ракет, одноразовых космических кораблей и так далее) — это кремация. При вхождении во все более плотные слои земной атмосферы аппараты движутся на такой высокой скорости, что быстро раскаляются и сгорают практически полностью.

Это — обычный вариант уничтожения российских беспилотных грузовых кораблей «Прогресс»: доставив грузы на орбитальную станцию, они нередко на какое-то время превращаются в лабораторию, бесконтрольно двигаясь по все снижающейся орбите, а в конце концов сгорают в атмосфере. Можно напомнить, что подобный конец постиг и советскую орбитальную станцию «Мир» (подробнее об этом поразительном проекте читайте: «Как прекрасен этот "Мир"»).

К сожалению, некоторые фрагменты столь крупных аппаратов не успевают сгореть в ходе «кремации». Обычно ученые рассчитывают движение их таким образом, чтобы обломки эти падали в воду где-нибудь в несудоходных областях океана. Но случаются и «накладочки».

К примеру, в ноябре 2008 г. с борта МКС был выброшен наполненный токсичным аммиаком контейнер размерами со средний холодильник. Чтобы убедиться в том, что он полностью сгорел в атмосфере, специальные службы внимательно следили за его полетом. К счастью, в тот раз все обошлось.