НАУКАОРУЖИЕТЕХНОЛОГИИАВТОМОБИЛИИГРЫ
АРХИВБЛОГИВИДЕОЛЕКТОРИЙКОНКУРСЫАУКЦИОНМАГАЗИНЭНЦИКЛОПЕДИЯ


«МОКРАЯ» ПОДЛОДКА: ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ АКВАЛАНГИСТА

 1  7373





Бытует мнение, что с изобретением акваланга водная среда окончательно покорена человеком. Однако не следует забывать, что человек с аквалангом под водой – скорее гость, чем полноправный хозяин

Все фотографии »



Подготовка к старту. Этот космического вида агрегат передвигается не по вакууму, не по воздуху, а под водой
Подготовка к старту. Этот космического вида агрегат передвигается не по вакууму, не по воздуху, а под водой
Схема подводной лодки «Акванта» в разрезе
Схема подводной лодки «Акванта» в разрезе

Аквалангист подобен подводному пешеходу: скорость его передвижения невелика, а на ограниченном запасе воздуха можно проплыть лишь небольшое расстояние.

Для того чтобы сэкономить воздух и силы, были придуманы различные буксировщики (самый известный тип – «торпеда»). Их уже можно сравнить с самокатом. Однако никакие буксировщики не могут конкурировать с настоящим подводным автомобилем – подводной лодкой «мокрого» типа.

Мы расскажем об одной из самых интересных отечественных разработок – лодке «Акванта». Симпатичная маленькая субмарина разработана в Конструкторском центре МАИ (Московского авиационного института) «Акватика».

История «Акванты» берет начало в 1967 году, когда в МАИ был построен аппарат МАИ-3. В 1969 году появился модифицированный аппарат МАИ-5. Он предназначался для весьма широкого круга подводных работ. Аппараты МАИ-5 работали в Черном, Каспийском, Японском морях и даже демонстрировались на многих зарубежных выставках. Во время одной из выставок на Кубе сам Фидель Кастро проявил интерес к этому аппарату.

В начале 80-х годов в конструкцию подобных лодок стали вносить элементы авиационной техники. Был разработан скоростной подводный аппарат «Шельф-01», предназначавшийся для транспортировки двух подводных пловцов. Разработка собственно «Акванты» началась в 1994 году, и с учетом накопленного опыта всего за три года удалось сделать уникальный аппарат.

Негерметичная субмарина

Идея «мокрой» лодки проста – она делается негерметичной. Основной недостаток «мокрой» лодки – необходимость пилоту и пассажиру надевать гидрокостюмы и дыхательные аппараты.

Достоинства частично вытекают из недостатков: корпус лодки не испытывает давления, поэтому он может быть достаточно тонким. Кроме того, такая лодка в снаряженном состоянии имеет плавучесть, близкую к нейтральной, и не требует дополнительного балласта. Это означает, что вес лодки, корпус которой сделан из стеклопластика и плексигласа, может быть очень умеренным. В частности, снаряженная масса «Акванты» всего 350 кг, и ее можно легко перевозить с помощью автомобильного прицепа.

Впрочем, в «Акванте» есть и герметичный отсек – для аккумуляторов. Они являются источником питания для двух электромоторов с винтами, расположенных по бокам лодки. Электродвигатели обеспечивают не только прямолинейное движение лодки, но и маневрирование: пилот с помощью рулей из кабины может управлять величиной и направлением тяги винтов (есть и обычный гидродинамический руль на корме).

Плавучесть субмарины обеспечивается пенопластовыми блоками и регулируется с помощью балластной цистерны и стандартного воздушного баллона высокого давления от акваланга. При полностью заполненной водой балластной цистерне (около 80 л) лодка имеет небольшую отрицательную плавучесть, которую можно скомпенсировать при движении с помощью поворота в вертикальной плоскости двигателей с винтами, играющими роль рулей глубины.

«Акванта» вполне нормально чувствует себя и на поверхности, а последняя модификация лодки позволяет полностью всплывать над водой, откачивая остатки воды с помощью помпы и превращаясь в комфортабельный катер.

Маленькие проблемы

Конструкция «Акванты» кажется настолько простой, что в какие-то проблемы при разработке верится с трудом. Однако эта простота – результат нескольких лет тщательной инженерной работы.

Уже при первых испытательных погружениях оказалось, что лодка ведет себя неустойчиво – переваливается. Виной всему оказалась свободно переливающаяся вода в балластной цистерне, и для стабилизации цистерна была разделена перфорированными перегородками на три части.

Испытания выявили еще одну забавную, но совершенно неожиданную проблему. Оказалось, что плексиглас остекления кабины при движении лодки от трения об воду электризуется и притягивает мельчайшие пузырьки выдыхаемого пилотом и пассажиром воздуха. Довольно быстро пузырьки прилипают к остеклению по всей площади, и пилот перестает видеть «дорогу». «Приходилось смахивать пузырьки рукой, – смеется главный конструктор «Акванты» профессор Владислав Махров. – Этакие внутренние дворники!»

В итоге проблему решили, использовав для остекления авиационный плексиглас: его металлическое напыление предотвращает накопление статического заряда.

Большие перспективы

Несмотря на то что идея подобной лодки проста и витает в воздухе, зарубежных аналогов у нее немного. Одна из самых известных лодок «мокрого» типа была показана в нескольких фильмах «бондианы». Лодка Джеймса Бонда была сделана специально для фильма и обошлась съемочной группе в несколько сотен тысяч долларов. Хотя, разумеется, разрабатываются подобные аппараты не только в Голливуде, но другие подобные модели стоят еще дороже – от $1,5 млн до $3 млн. «Акванта» же в мелкосерийном производстве стоит всего около $25 тыс., хотя, разумеется, на ее разработку и доводку было потрачено больше – чуть более $100 тыс.

К внешнему виду конструкторы подошли очень серьезно. Дизайн (в том числе и раскраска) были разработаны специально для «Акванты» под руководством известного промышленного дизайнера, профессора Московского художественно-промышленного университета им. Строганова Альфреда Карху. Внешне «Акванта» напоминает игрушку, такая же аккуратная, яркая и элегантная.

Как рассказывает Владислав Махров, первоначально «Акванта» конструировалась как лодка для подводного туризма. В этой области она превзошла себя: никаким буксировщикам не под силу угнаться за «Аквантой», идущей со скоростью в 4 узла. Тем более, что пилот и пассажир вполне комфортно сидят в кабине, а не волочатся за «торпедой».

Ее опробовали и в ряде других работ – от экологического мониторинга и разведки при добыче морепродуктов до осмотра подводной части корпуса крупнотоннажных судов, поисково-спасательных работ и подводного патрулирования.

Однако чисто практическими соображениями применение лодки не ограничивается. Подводный фото и видеооператор Владимир Гудзев, принимавший участие в первых натурных испытаниях «Акванты», которые проходили в Оманском заливе Индийского океана, высказался по этому поводу так: «Как пешеходу, никогда не сидевшему за рулем, не удастся понять пьянящее чувство скорости, охватывающее водителя спортивного автомобиля, так и обычному аквалангисту невозможно объяснить словами, какие ощущения испытывает пилот «Акванты». Этот кайф надо просто испытать!»



Март 2003
Автор: Дмитрий Мамонтов
Зарегистрируйтесь сейчас и получите 100 баллов себе на счет!
А разместив ссылку на этот материал Вы получите дополнительные баллы за каждый переход по ней.
Подробнее об условиях акции читайте в правилах.

       
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ


КРУПНЕЙШИЕ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИИ ПРОТИВ HEARTBLEED
Google, Microsoft и Facebook потратят 3.6 млн. долларов на предотвращение возможных утечек...

24/04/14   0


БАРАК ОБАМА СЫГРАЛ В ФУТБОЛ С РОБОТОМ
В ходе визита в Токио, президент США поучаствовал в товарищеском матче с участием человеко...

24/04/14   0


БРАУЗЕРНАЯ СИСТЕМА РАСПОЗНАВАНИЯ ТЕКСТА
Расширение для браузера Google Chrome позволяет копировать, редактировать и переводить тек...

23/04/14   17


ШИФРОВАНИЕ ДЛЯ GMAIL
Google работает над улучшением алгоритмов шифрования почтового трафика.

22/04/14   0
КОММЕНТАРИИ (1)
Написать комментарий:





     OFFLINE

Написать личное сообщение
Biruk52
Зарегистрирован: 13.03.14
Сообщений: 0
Комментариев: 10
Рейтинг: 294.00
Баллов на счету: 294
Добавлено 21.03.14 20:27
- 0 +
неплохо было бы иметь такую подлодку только подешевле))


Цитировать
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ОСТРОВ МЕЧТЫ
Плавучий курорт

Если полету мысли не мешать, иногда придумываются фантастические вещи. Например, плавучий ...

29/01/09   7
ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ
Акваланг

С древних времен люди пытались заглянуть под воду. Некоторые делали это с познавательными ...

29/01/09   2
ПРЫЖОК ИЗ МОРСКИХ ГЛУБИН
Подводный парашют

Мы привыкли, что судьба «предотвращающего падение» (так переводится на русский язык назван...

29/01/09   2
ВРАТА В ПОДВОДНЫЙ МИР
Миниподлодка

Российская подводная лодка появилась у берегов Кипра

29/01/09   8
ЖИЗНЬ ПОД ВОДОЙ
Яхта

Яхта принципиально новой конструкции открывает окно в царство Нептуна

29/01/09   1
ТОП 5 ТЕМ
9 ЛУЧШИХ ЭКОДОМОВ
Выбраны лучшие дома, отвечающие концепции сохранения окружающей среды и рационального исп...

22/04/14   10
ТОП ИННОВАЦИЙ BRIDGESTONE
Компания Bridgestone славится своими технологичными разработками. Перечислим самые актуа...

21/04/14   43
12 УНИКАЛЬНЫХ СОВЕТСКИХ АВТО
Представляем вашему вниманию несколько интересных концептов, разработанных во времена СССР...

13/03/14   36
ПЛАНЕРЫ-МАРИОНЕТКИ
В 1954 году в интервью журналу Flight (полет) энтузиаст авиации Уолтер Ньюмарк предсказ...

08/04/14   0
АТЛАНТЫ АВТОСПОРТА
В разгар слякотного межсезонья, ближе к концу предпраздничной пятницы я наведался на го...

14/04/14   0
Hyundai i10 отзывы владельцев
ПОПУЛЯРНЫЙ
ЛЕКТОРИЙ
МОСКВА
  МОЗГ И СТРАХ  
Почему мы смотрим фильмы ужасов?
29 апреля
ОБСУЖДЕНИЯ
ВСЕ КОММЕНТАРИИ
ЖИЗНЬ ЗА ПЯТЬ МИНУТ
Смотрю сейчас - оторваться невозможно. Фильм замечательный, жаль, что с каждым годом подобных станов...
01:24
ПРОЦЕССОР ЭЛЬБРУС-4С БУДЕТ ЗАПУЩЕН В СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
South: ====Если бы мы жили в мире рыночной экономики эльфов — можно было бы просто купить Int...
00:54
ОПЕРАЦИЯ «БАГРАТИОН»
weaponchick: Не в этом была причина разгрома, а, конечно в том, что главный удар в этом месте не...
00:44
НОВАЯ КАМЕРА LYTRO ILLUM
Vlad_Hm: 4 мегапикселя - это уж точно не для качественной печати и полиграфии! Ой ли? стандартная ли...
00:10
ПРОЦЕССОР ЭЛЬБРУС-4С БУДЕТ ЗАПУЩЕН В СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
БМ: Разумеется задержка всегда есть, скорость света превысить ещё никому не удалось :-)) Но в больши...
23:55
НОВАЯ КАМЕРА LYTRO ILLUM
Panda_VOIN: у меня теперь камера (фото не очень люблю - видео процесс передаёт, а я больше к...
23:51
ПРОЦЕССОР ЭЛЬБРУС-4С БУДЕТ ЗАПУЩЕН В СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Vlad_Hm: А где я пишу, что сама Сетунь была двоичной машиной?! здесь Vlad_Hm: Ещё раз, Сет...
23:43
НОВАЯ КАМЕРА LYTRO ILLUM
Дровосек: Ну так основная масса приходится на оптику у меня теперь камера (фото не очень люб...
23:36
НОВАЯ КАМЕРА LYTRO ILLUM
Румата: но не могу я снимать без оптического видоискателя. Оптический видоискатель незаменим в случ...
23:16
НОВАЯ КАМЕРА LYTRO ILLUM
Panda_VOIN: Камера килограмм - по мне слишком... Ну так основная масса приходится на оптику ...
22:58
КРИСТАЛЛЫ-ХАМЕЛЕОНЫ ПОЗВОЛЯТ СОЗДАВАТЬ АКТИВНЫЙ КАМУФЛЯЖ
У военных есть возможность поиска целей с помощью тепловизоров - так что это только частичное решени...
22:56
НОВАЯ КАМЕРА LYTRO ILLUM
Румата: Может быть это тараканы Они! Я в 1995-м купил видеокамеру Панасоник - уже с цветным в...
22:47
КРИСТАЛЛЫ-ХАМЕЛЕОНЫ ПОЗВОЛЯТ СОЗДАВАТЬ АКТИВНЫЙ КАМУФЛЯЖ
"Если микрочастицы заряжены отрицательно, они устремляются к освещенной области" "Если частицы за...
22:41
КАК УБИТЬ БЕСПИЛОТНИК
bigdrum: Давайте не будем оглашать. Лишний день мира никому не повредит... К сожалению это н...
21:54
ПЕРЕРАСТИ СОЦИАЛИЗМ
БМ: А что бы досыта накормить того, кто хорошо работает, надо отобрать нечестно присвоенное у буржу...
21:51
»  Все комментарии