НАУКАОРУЖИЕТЕХНОЛОГИИАВТОМОБИЛИИГРЫ
АРХИВБЛОГИВИДЕОЛЕКТОРИЙКОНКУРСЫАУКЦИОНМАГАЗИНЭНЦИКЛОПЕДИЯ


РЕАКТИВНАЯ МИКРОАВИАЦИЯ: ТУРБО-МОДЕЛИ

 33  150227





Многие конструкторы авиадвигателей были уверены, что построить настоящий турбореактивный двигатель для авиамоделей невозможно даже теоретически. Тем не менее такие двигатели не только существуют, но и летают более десяти лет.

Все фотографии »

МиГ-29 – один из самых популярных самолетов среди «реактивных» авиамоделистов. Эта любовь объясняется превосходной аэродинамикой прототипа
МиГ-29 – один из самых популярных самолетов среди «реактивных» авиамоделистов. Эта любовь объясняется превосходной аэродинамикой прототипа
Самый сложный в мире набор для сборки реактивной модели МиГ-29 с двумя турбореактивными двигателями и гидравлической системой уборки шасси выпускает немецкая компания Composite-ARF. На разработку и доводку модели было потрачено три года. Цена набора без двигателей и радиоуправления – 8 500 евро. Точность изготовления моделей просто фантастическая! Скрупулезно имитируется все, вплоть до окалины на соплах истребителя
Самый сложный в мире набор для сборки реактивной модели МиГ-29 с двумя турбореактивными двигателями и гидравлической системой уборки шасси выпускает немецкая компания Composite-ARF. На разработку и доводку модели было потрачено три года. Цена набора без двигателей и радиоуправления – 8 500 евро. Точность изготовления моделей просто фантастическая! Скрупулезно имитируется все, вплоть до окалины на соплах истребителя
Jetcat P-160: серийный модельный турбореактивный авиадвигатель с отклоняемым вектором тяги и, собственно, тягой в 16 кг
Jetcat P-160: серийный модельный турбореактивный авиадвигатель с отклоняемым вектором тяги и, собственно, тягой в 16 кг
Если бы не пилот рядом, реактивную модель на фотографии можно было бы легко принять за настоящий самолет
Если бы не пилот рядом, реактивную модель на фотографии можно было бы легко принять за настоящий самолет
Самолет-легенда Blackbird SR-71
Самолет-легенда Blackbird SR-71
Накачка самолетной пневматической системы
Накачка самолетной пневматической системы
Если бы не чемоданчики и люди на взлетной полосе, все это можно было бы принять за фотографию очереди самолетов на рулежной дорожке обычного аэродрома
Если бы не чемоданчики и люди на взлетной полосе, все это можно было бы принять за фотографию очереди самолетов на рулежной дорожке обычного аэродрома
Для управления реактивным самолетом используется аппаратура с максимальным количеством каналов. Многие моделисты конструируют такие пульты самостоятельно. Рекордсмен среди серийных пультов – 14-канальная Futaba
Для управления реактивным самолетом используется аппаратура с максимальным количеством каналов. Многие моделисты конструируют такие пульты самостоятельно. Рекордсмен среди серийных пультов – 14-канальная Futaba
Легенда в мире реактивного моделизма, конструктор из Германии Питер Михель, прославился созданием многомоторных турбореактивных моделей-копий больших пассажирских авиалайнеров: Concorde, Ил-62, Boeing-747, Airbus A-380. Финансируют постройку этих дорогостоящих летающих моделей либо производители самолетов, либо пассажирские авиакомпании
Легенда в мире реактивного моделизма, конструктор из Германии Питер Михель, прославился созданием многомоторных турбореактивных моделей-копий больших пассажирских авиалайнеров: Concorde, Ил-62, Boeing-747, Airbus A-380. Финансируют постройку этих дорогостоящих летающих моделей либо производители самолетов, либо пассажирские авиакомпании
Наши чемпионы: команда RUSJET со своим рекордным самолетом, завоевавшие «серебро» на Чемпионате мира 2007
Наши чемпионы: команда RUSJET со своим рекордным самолетом, завоевавшие «серебро» на Чемпионате мира 2007
Новейший сверхманевренный МиГ-29ОВТ застыл на взлетной полосе, слегка шевеля соплами двигателей с отклоняемым вектором тяги. Затем раздался свист турбин, и, присев, самолет начал стремительный разбег по взлетной полосе военного аэродрома. Взлет – и он свечой ушел в небо, после чего на глазах восхищенных зрителей начал крутить фигуры высшего пилотажа: кобру Пугачева, колокол, двойной кульбит и другие, названия которым даже еще не придуманы. Выполнив программу, истребитель зашел на посадку и плавно подкатил к лучшему шоу-пилоту Италии Себастьяно Сильвестре. Лишь тут стало видно, что МиГ хвостовым оперением едва достает пилоту до пояса.

Пионеры с огнетушителями

Запуск первых модельных турбореактивных двигателей, рассказывает нам пионер этой техники в России Виталий Робертус, напоминал небольшой подвиг. Для запуска была строго необходима команда из четырех человек. Они обступали модель самолета, первый – держа в руках водолазный баллон со сжатым воздухом, второй – баллон с бытовым газом, третий – огнетушитель побольше, а четвертый, с пультом управления, был собственно пилотом. Последовательность запуска была следующей. Сначала сжатым воздухом дули на крыльчатку компрессора, раскручивая его до 3000 оборотов в минуту. Потом подавали газ и поджигали его, пытаясь получить устойчивое горение в камерах сгорания. После этого надо было умудриться переключиться на подачу керосина. Вероятность благополучного исхода была крайне мала. Как правило, в половине случаев случался пожар, вовремя не срабатывал огнетушитель, и от турбореактивной модели оставались одни головешки. Бороться с этим на первоначальном этапе пытались простыми методами – увеличив команду запуска еще на одного человека с дополнительным огнетушителем. Как правило, после просмотра видеозаписей таких подвигов энтузиазм потенциальных турбореактивных моделистов быстро испарялся.

Отец модельного ТРД

Рождению модельных турбореактивных авиадвигателей, как, впрочем, и полноразмерных, мы обязаны германским инженерам. Отцом микротурбин принято считать Курта Шреклинга, создавшего простой, технологичный и дешевый в производстве двигатель еще лет двадцать назад. Примечательно, что он в деталях повторял первый немецкий турбореактивный двигатель HeS 3, созданный Пабстом фон Охайном в далеком 1939 году (см. статью на стр. 46). Одноконтурный центробежный компрессор, посаженный на один вал с одноконтурной же турбиной. Конструкция была сколь простой, столь и выдающейся. Шреклинг выбрал центробежный компрессор из-за простоты реализации и меньших требований по допускам – он обеспечивал вполне достаточное увеличение давления в 2,4–2,7 раза.

Крыльчатку компрессора Шреклинг делал из дерева (!), усиленного углеволокном. Самодельное колесо турбины было изготовлено из 2,5-миллиметровой жести. Настоящим инженерным откровением была камера сгорания с испарительной системой впрыска, где по змеевику длиной примерно в 1 м подавалось топливо. При длине всего в 260 мм и диаметре 110 мм двигатель весил 700 г и выдавал тягу в 30 Н! Это до сих пор самый тихий ТРД в мире, потому как скорость покидания газа в сопле двигателя составляла всего 200 м/с. Во все это верится с трудом – один человек в одиночку проделал путь, который на полстолетия раньше не могли осилить государства. Тем не менее двигатель Шреклинга был создан, на нем летали модели самолетов, и по лицензии производство наборов для самостоятельной сборки наладили несколько стран. Самым известным стал FD-3 австрийской фирмы Schneider–Sanchez.

Первыми полностью собранными серийными авиамодельными турбинами были JPX-Т240 французской фирмы Vibraye и японская J-450 Sophia Precision. Удовольствие было недешевым, одна «София» стоила в 1995 году $5800. И надо было обладать очень весомыми аргументами, чтобы доказать супруге, что турбина намного важнее, чем новая кухня, и что старое семейное авто вполне может протянуть еще пару лет, а вот с турбиной для самолетика ждать ну никак нельзя.

Почти космический корабль

Вторую революцию в мини-турбиностроении произвела немецкая компания JetCat. «Году в 2001-м в каком-то западном авиамодельном магазине мне в руки попался каталог Graupner, – вспоминает Виталий Робертус, – в нем я наткнулся на описание JetCat P-80 – турбины с автоматическим запуском. ‘Щелкните выключателем на передатчике, через 45 секунд турбина сама раскрутится, заведется и передаст управление на передатчик’, уверял каталог. В общем, не поверив, но набрав необходимые $2500, я вернулся в Россию счастливым обладателем первого в стране модельного турбореактивного двигателя. Был счастлив несказанно, будто купил собственный космический корабль! Но самое главное – каталог не врал! Турбина действительно запускалась единственной кнопкой».

Умная турбина

Главное ноу-хау немецкой компании – электронный блок управления турбиной, разработанный Херстом Ленерцем. Как же работает современная авиационная турбина?

JetCat добавила к уже стандартной турбине Шреклинга электрический стартер, датчик температуры, оптический датчик оборотов, насос-регулятор и электронные «мозги», которые заставили все это вместе работать. После подачи команды на запуск первым включается электрический стартер, который и раскручивает турбину до 5000 оборотов. Далее через шесть форсунок (тоненькие стальные трубочки диаметром 0,7 мм) в камеру сгорания начинает поступать газовая смесь (35% пропана и 65% бутана), которая поджигается обычной авиамодельной калильной свечой. После появления устойчивого фронта горения в форсунки одновременно с газом начинает подаваться керосин. По достижении 45 000–55 000 оборотов в минуту двигатель переходит только на керосин. Затем опускается на малые (холостые) обороты (33 000–35 000). На пульте загорается зеленая лампочка – это означает, что бортовая электроника передала управление турбиной на пульт радиоуправления. Все. Можно взлетать.

Последний писк микротурбинной моды – замена авиамодельной калильной свечи на специальное устройство, распыляющее керосин, который, в свою очередь, воспламеняет раскаленная спираль. Подобная схема позволяет и вовсе отказаться от газа при старте. У такого двигателя два недостатка: увеличение цены и потребления электроэнергии. Для сравнения: керосиновый старт потребляет 700–800 мАч аккумулятора, а газовый – 300–400 мАч. А на борту самолета, как правило, стоит литий-полимерный аккумулятор емкостью в 4300 мАч. Если использовать газовый старт, то перезаряжать его в течение дня полетов не потребуется. А вот в «керосиновом» случае придется.

Внутренности

Реактивные самолеты стоят особняком в мире авиамоделизма, федерация реактивной авиации даже не входит в FAI. Причин много: и сами пилоты помоложе, и «входной билет» подороже, и скорости повыше, и самолеты посложнее. Турбинные самолеты маленькими не бывают – 2–2,5 м в длину. Турбореактивные двигатели позволяют развивать скорость от 40 до 350 км/ч. Можно и быстрее, но тогда непонятно, как управлять. Обычная скорость пилотирования составляет 200–250 км/ч. Взлет осуществляется на скорости 70–80 км/ч, посадка – 60–70 км/ч.

Такие скорости диктуют совершенно особые требования по прочности – большинство элементов конструкции в 3–4 раза прочнее, чем в поршневой авиации. Ведь нагрузка растет пропорционально квадрату скорости. В реактивной авиации разрушение неправильно рассчитанной модели прямо в воздухе – вполне обычное явление. Огромные нагрузки диктуют и специфические требования к рулевым машинкам: начиная от силы в 12–15 кгс до 25 кгс на щитках и закрылках.

Механизация самолета – отдельный разговор. Без механизации крыла скорость при посадке может составить 120–150 км/ч, что почти наверняка грозит потерей самолета. Поэтому реактивные самолеты оборудуют как минимум закрылками. Как правило, есть воздушный тормоз. На наиболее сложных моделях устанавливают и предкрылки, которые работают как при взлете-посадке, так и в полете. Шасси – разумеется, убирающееся – снабжается дисковыми или барабанными тормозами. Иногда на самолеты ставят тормозные парашюты.

Все это требует множества сервомашинок, которые потребляют массу электроэнергии. Сбой в питании почти наверняка приводит к катастрофе модели. Поэтому вся электропроводка на борту дублируется, дублируются и источники питания: их, как правило, два по 3–4 А. Плюс – отдельный аккумулятор для запуска двигателей.

Кстати, причиной гибели легендарной гигантской реактивной восьмимоторной копии B-52 были как раз неполадки электроники в полете. Десятки метров проводов внутри самолета начинают влиять друг на друга и вызывать паразитные наводки – полностью избежать их в такой сложной модели не удается.

Даже целая батарея сервомашинок не решает все самолетные проблемы: щитки, шасси, створки шасси и другие сервисные механизмы снабжены электронными клапанами, секвенсерами и пневмоприводами, которые запитываются от бортового баллона со сжатым воздухом в 6–8 атмосфер. Как правило, полной зарядки хватает на 5–6 выпусков шасси в воздухе.

На очень сложных и тяжелых моделях пневматика уже не работает – не хватает давления воздуха. На них применяют гидравлические тормозные системы и системы уборки шасси. Для этого на борту устанавливается небольшой насос, поддерживающий постоянное давление в системе. С чем так пока и не могут справиться моделисты, так это с постоянным подтеканием миниатюрных гидравлических систем.

Из коробки

Реактивные авиамодели – хобби не для начинающих и даже не для продвинутых авиамоделистов, а для профессионалов. Слишком велика цена ошибки, слишком трудно ее не совершить. Виталий, например, за пять лет разбил десять моделей. А ведь он серебряный призер чемпионата мира!

Самостоятельное изготовление готовой модели – дело дорогое, долгое (около трех лет) и кропотливое. Это практически изготовление настоящего самолета: с чертежами, аэродинамическими трубами и экспериментальными прототипами. Как правило, делают копии хорошо летавших «взрослых» самолетов в масштабе от 1:4 до 1:9, тут главное – уложиться в конечный размер от двух до трех метров. Простая копия летать будет плохо, если вообще будет летать – в аэродинамике простое масштабирование не работает. Поэтому, сохраняя пропорции, полностью пересчитывают профили крыла, рулевые поверхности, воздухозаборники и т.д. – недаром многие из реактивных моделистов заканчивали Московский авиационный институт. Но даже тщательный расчет не спасает от ошибок – требуется разбить от трех до пяти прототипов, прежде чем модель будет «вылизана». Первый прототип теряют, как правило, из-за проблем с центровкой, второй – с рулевыми поверхностями, прочностью и т.д.

Впрочем, большинство авиамоделистов собирают модели не для того, чтобы их строить, а для того, чтобы летать. Поэтому очень удачные модели тиражируются на современных заводах и продаются в качестве наборов для самостоятельной сборки. Самый авторитетный производитель – немецкая компания Composite-ARF, на заводе которой корпуса и крылья изготавливают на самом настоящем конвейере с немецким же качеством. В тройку лидеров также входят германо-венгерский AIRWORLD и американский BVM Jets. Сделанные из самых современных материалов – стекло- и углепластика, – наборы для изготовления турбореактивных самолетов по стоимости на порядок отличаются от аналогичных наборов для поршневого авиамоделизма: цены стартуют от Є2000. При этом, чтобы из набора сделать летающую модель, надо затратить огромное количество сил – новичкам это просто не под силу. Но оно и понятно – это же самый настоящий современный самолет. На соревнованиях, например, уже никого не удивишь моделями с двигателями с отклоняемыми векторами тяги. В отличие, увы, от строевых воинских частей, где таких самолетов днем с огнем не сыщешь.

Наши чемпионы

Реактивные авиамоделисты – это особая всемирная тусовка. Их главная организация, Международный комитет по реактивным моделям IJMC, раз в два года устраивает главное реактивное шоу – чемпионат мира. Впервые российская команда RUSJET принимала в нем участие в 2003 году в Южной Африке (50 участников). Потом была Венгрия-2005 (73 участника) и в этом году Северная Ирландия (100 участников).

IJMC, пожалуй, самая неформальная модельная ассоциация – кстати, не имеющая ничего общего с поршнево-планерной FAI. Попытка объединиться была, но после встречи стороны расстались без сожалений. «Реактивный комитет» более молодой и амбициозный, делает основной упор на шоу, «старенький» FAI – приверженец классики. Собственно, поэтому соревнования IJMC собирают свыше ста участников, а в некоторых древних дисциплинах FAI выступает пяток спортсменов. Но оставим разногласия федерациям, а сами вернемся к реактивной авиации.

Наиболее эффектный чемпионат мира по радиоуправляемым моделям-копиям проходит в два этапа, на каждом из них участник набирает 50% очков. Первый – это стендовая оценка модели, где судьи дотошно оценивают соответствие оригиналу, сравнивая выставленную модель с чертежами и фотографиями. Кстати, на последнем чемпионате мира, проходившем в Северной Ирландии с 3 по 15 июля 2007 года, наша команда RUSJET с копией BAe HAWK TMk1A 208 SQUADRON RAF Valley 2006 Display Team (таково полное название) на стенде набрала наибольшее количество очков. Но все, конечно, решают полеты. Каждый участник выполняет три зачетных полета, из которых два лучших идут в итоговый зачет. Не каждый самолет доживает до итогового зачета. В Африке разбились восемь моделей, в Венгрии – четыре, на нынешнем чемпионате – две. Кстати, RUSJET на своих первых двух чемпионатах потеряла модели как раз в катастрофах. Тем более значительным выглядит наше второе место в чемпионате мира этого года, где российским пилотам удалось перелетать немцев – непререкаемых авторитетов в малой реактивной авиации. «Это все равно что на ‘Формуле-1’ объехать Шумахера», – говорит пилот RUSJET Виталий Робертус.

Ну что, понравилось? А ведь еще существуют турбовинтовые модели самолетов и турбореактивные вертолеты. Не верите? Я сам видел.




Видео: Многодвигательная реактивная авиамодель



Рубрика: Технологии   |   Добавлено 12.10.11

  Оценить   12345 Просмотров: 14882  

Чрезвычайно дорогой класс реактивного авиамоделизма. Как правило, такие модели строятся на деньги компаний-спонсоров и участвуют в различных шоу. Наиболее известны копии восьмидвигательного В-52, четырехдвигательных Airbus A-380, A-340 и легендарного Boeing 747.     

Сентябрь 2007
Автор: Александр Грек
Из-за гигантских перегрузок реактивные модели зачастую разваливаются прямо в воздухе
Из-за гигантских перегрузок реактивные модели зачастую разваливаются прямо в воздухе
Малейшая ошибка в управлении скоростной моделью – и самолет легко умещается под мышкой у пилота
Малейшая ошибка в управлении скоростной моделью – и самолет легко умещается под мышкой у пилота
Однодвигательный
Однодвигательный
Двухдвигательный
Двухдвигательный
Многодвигательный
Многодвигательный
Турбовинтовой
Турбовинтовой
Какой авиамоделист не мечтает построить реактивный истребитель?

Существует несколько типов турбореактивных авиамоделей. Входной билет в элиту авиамодельного спорта стоит около 2000 евро (1600 – самый простой двигатель, 250 – простейшая модель-тренер, 150 – простенькая электроника и сервомашинки). Только вот на этом этапе никто не останавливается.

Однодвигательные

Самый распространенный тип реактивных моделей. Чаще всего встречаются копии МиГ-15, F-5E, F-16. МиГ-21, Albatros, BAE Hawk. Именно на копии Hawk наша команда RUSJET завоевала серебро Чемпионата мира 2007.

Двухдвигательные

Несколько лет назад многие двухдвигательные копии на самом деле имели один двигатель из-за дороговизны турбин и сложностей с запуском. Сейчас от этой практики отказались. Самые распространенные двухдвигательные копии — F-15, F-18, Me-262, Су-27 и, конечно, МиГ-29.

Многодвигательные

Чрезвычайно дорогой класс реактивного авиамоделизма. Как правило, такие модели строятся на деньги компаний-спонсоров и участвуют в различных шоу. Наиболее известны копии восьмидвигательного В-52, четырехдвигательных Airbus A-380, A-340 и легендарного Boeing 747.

Турбореактивные

Существует менее эффектный, но не менее сложный класс турбовинтовых моделей-копий. На них ставят, как правило, вертолетные турбореактивные модельные двигатели. Чаще встречаются копии спортивных пилотажных самолетов. Из-за малочисленности жанра назвать какие-то хиты затруднительно.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите 100 баллов себе на счет!
А разместив ссылку на этот материал Вы получите дополнительные баллы за каждый переход по ней.
Подробнее об условиях акции читайте в правилах.

       
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ


РОБОТ-УБОРЩИК ОТ SONY
Sony патентует самоочищающегося бытового робота.

21/04/14   3


ТОП ИННОВАЦИЙ BRIDGESTONE
Компания Bridgestone славится своими технологичными разработками. Перечислим самые актуа...

21/04/14   16


АППАРАТ EGYPTSAT-2 УСПЕШНО ВЫВЕДЕН НА ОРБИТУ
16 апреля в 20.20 по московскому времени со стартового комплекса площадки 31 космодрома Б...

17/04/14   3


МАГНИТНЫЕ МИКРОБОТЫ ТРУДЯТСЯ, КАК МУРАВЬИ
Множество маленьких, простых и чрезвычайно быстрых роботов совместными усилиями создает с...

17/04/14   1
КОММЕНТАРИИ (33)
Написать комментарий:





Александр
Добавлено 12.01.14 11:48
- 0 +
где я могу приобрести такой двигатель ?


Цитировать
Александр
Добавлено 04.05.13 08:47
- 0 +

Молодцы ребята.
Михайлов бывший пилот.


Цитировать
gizma
Добавлено 13.12.12 11:52
- 0 +
Авиамодельный портал[ссылка] здесь можно найте некоторые моменты описанные в статье


Цитировать
руслан
Добавлено 03.12.12 19:58
- 0 +
подскажите пожалуста через какую программу создаются 3д моделей самолётов ))и трудно ли ей пользоваться


Цитировать
Сергей
Добавлено 14.02.12 21:34
- 0 +
1234:
где купить двигатель?

ну хоть 1


и какую сумму ты готов заплатить за двигатель?
ответ присылай на mays1987@mail.ru


Цитировать
     OFFLINE

Написать личное сообщение
SunДаль
Зарегистрирован: 02.03.10
Сообщений: 86
Комментариев: 1282
Рейтинг: 92515.00
Баллов на счету: 28915
Добавлено 10.01.12 02:55
- 0 +
1234:
где купить двигатель?
ну хоть 1
Например, у производителя.


Цитировать
1234
Добавлено 10.01.12 01:01
- 0 +
где купить двигатель?
ну хоть 1


Цитировать
Flight-057
Добавлено 14.12.11 02:20
- 0 +
А ведь Boeing-747 на первом видео не с реактивными движками, а импеллерными!!!


Цитировать
иван
Добавлено 25.06.11 17:23
- 0 +
Здесь вполне возможно найти чертежи. airwar.ru


Цитировать
Алексеи 16rus
Добавлено 31.01.11 02:06
- 0 +
а где найти чертежи строения таких двигателей


Цитировать
Влад
Добавлено 09.05.10 10:30
- 0 +
А можно купить парчку движочков?


Цитировать
Максим Иванович
Добавлено 11.02.10 13:08
- 0 +
Удивительно, что все самодельные микро ТРД не производятся у нас - в России. Хотя к настоящему времени все больше людей интересуются этой проблемой и ищут решения. Создается множество сайтов для обсуждения и обменом опыта, один из таких сайтов - Турбо Клуб, находится по адресу turbo-club.3dn.ru Там я нашел много книг и чертежей по теме, но вот чтобы кто-то что-то уже сделал... таковых как я понял - нет. Где еще можно посоветоваться о создании ТРД?


Цитировать
андрей
Добавлено 09.10.09 12:50
- 0 +
Где можно взять чертежи Airbus. мой почтовый asuz3108@mail.ru


Цитировать
Максим
Добавлено 19.03.09 14:06
- 0 +
Присоединяйтесь к решению проблем конструирования турбореактивных микродвигателей.

[ссылка]


Цитировать
ап mirror
Добавлено 14.10.07 17:05
- 0 +
Особенно впечатляет следующее: режим работы двигателя реактивные авиамоделисты оценивают по цвету турбины !!!
И при этом у них не менее 100 моточасов. (Поршневые помнится 5-20 часов выдерживали)
Имеются также некие подпипники рабочие до 150 тыс об/мин (Вау!).
Керосина берут в полет 3 литра на 15 минут. Мучаются с тяжелым топливом, а бензин говорят опасен. Понятно - топливая аппаратура у них фыркает, с керосином то от фырка ничего, а бензин даст маленький взрыв.
Есть над чем подумать лежа на диване.



Цитировать
Виталий Робертус
Добавлено 04.10.07 23:54
- 0 +
Просьба не нагнетать ситуацию по поводу использования материалов В. Дукина при подготовке статьи. Я порекомендовал Александру прочитать статью про турбины на сайте RCDesign (скинул ссылку) перед написанием статьи и произошла накладка, недопонимание - Александр подумал, что этот материал мой.
Поэтому это скорее моя вина, что я специально не предупредил Александра об этом.
Думаю, что читателям журнала статья понравилась - нам бы хотелось чтобы это направление моделизма стало более популярным в нашей стране.


Цитировать
     ONLINE

Написать личное сообщение
Дмитрий Мамонтов
Редакция «ПМ»
Зарегистрирован: 21.05.08
Сообщений: 42
Комментариев: 10896
Рейтинг: 31058.00
Баллов на счету: 31058
Добавлено 19.09.07 12:51
- 0 +
ZMEY
Пожалуйста, конкретные примеры?
P.S. Корректора никто не увольнял, разумеется ;-).


Цитировать
ZMEY
Добавлено 19.09.07 12:46
- 0 +
Зря вы корректора уволили. В последнем номере опечаток или описок гораздо больше чем раньше.


Цитировать
Александр Новожилов
Добавлено 16.09.07 16:39
- 0 +
Никого не слушайте, журнал очень хороший (побольше бы таких).
На всех читателей не угодишь, мне лично очень нравится, хотя и не все статьи бывают интересны. Старине А.Греку и всем кто этот журнал создает - большой респект и спасибо!


Цитировать
     ONLINE

Написать личное сообщение
Дмитрий Мамонтов
Редакция «ПМ»
Зарегистрирован: 21.05.08
Сообщений: 42
Комментариев: 10896
Рейтинг: 31058.00
Баллов на счету: 31058
Добавлено 04.09.07 17:48
- 0 +
Хорошая идея! Футболки с логотипом ПМ ждут в редакции своих владельцев - Александра Еремина (за внимательность) и Виталия Дукина (в качестве наших извинений за заимствованные 6 предложений). Чтобы получить их, позвоните в редакцию и обратитесь к Наталье Ляшевой. Что касается сотрудничества - мы всегда открыты для этого, пишите - обсудим!


Цитировать
Александр Еремин
Добавлено 04.09.07 16:00
- 0 +
Здравствуйте, Александр Грек!

Хочу сказать, что статью "хают" отнюдь не все, тут вы преувеличиваете. Для неспециального, "не модельного" журнала статья хорошая, интересная, в меру подробная. В конце концов, раз вы выдавали ее на "вычитку" специалисту, значит, доверяли ему.
Причина появление цитат из другой статьи стала теперь понятна. Поскольку автор, видимо, все-таки не против использования своего материала на страницах вашего журнала, пару строк от вас в следующем номере будет достаточно для восстановления "реноме и статуса ква". И все, надеюсь, останутся довольны. А если бы вы еще отметили самого наблюдательного читателя (меня, разумеется!), инициировавшего весь этот сыр-бор, фирменной футболкой от "ПМ", был бы и на нашей улице праздник!

А если серьезно, ПМ один из немногих журналов, который с завидной регулярностью публикует статьи про моделизм, в том числе про радиуправляемые автомобили, самолеты, яхты. За что журналу большое спасибо. Да, возможно, есть в статьях какие-то косяки и ляпы, как же без этого, но самое главное - про наше хобби будут знать больше людей, возможно, появится больше увлеченных людей. Это, на мой взгяд, хорошо. Больше будет рекламы от хобби-магазинов - тоже здорово, пусть такие магазины развиваются, больше магазинов, лучше нам же, моделистам. (К сожалению, у нас в Новосибирске такие хобби-магазины можно пересчитать по двум пальцам одной руки.)
Не знаю, могут ли писать лучше, но писателей есть у нас. У нашего новосибирского автомодельного клуба RC54 есть замечательный председатель, Владимир Бобылев. Его статьи о автоделизме нередко печатают в журналах. Я передам ему ваше пожелание, если оно, конечно, было сказано не просто так. Кроме него у нас есть и другие члены клуба, кто мог бы написать интересно о нашем хобби (даже с картинками. кстати, спасибо за красивые фотографии в статье). Давайте обсудим подробно возможное сотрудничество по e-mail?
До свидания,
Александр Еремин




Цитировать
Владимирович
Добавлено 04.09.07 14:15
- 0 +
Зачет старине А.Греку, мы как читатели думаю все простим, больше инфы, большше!!!


Цитировать
Александр Грек
Добавлено 04.09.07 10:51
- 0 +
Уважаемые читатели!
Статья, которую вы все хаете, была написана действительно мной после трехчасового разговора с Виталием Робертусом. Виталий сам вычитал конечный вариант и внес технические поправки. Если кто не знает, Виталий Робертус -- серебряный чемпион мира по реактивному моделизму, и ставить под сомнение его компетентность я бы не стал. Это раз.
Мы живем не при социализме, поэтому почитайте две статьи, а то коментарии прямо-таки как из прошлого века: "Сам я журнал не читал, но друзья рассказывали". Это абсолютно разные статьи. Это два.
Действительно, шесть предложений заимствовано. Дело в том, что текст Виталия Дукина мне дал Виталий Робертус, и я чисто случайно посчитал, что "Дукин" -- это его псевдоним. А так как Виталий практически надиктовал статью, я и взял из нее понравившиеся фразы. О чем сейчас, безусловно, сожалею. И принесу извинения на страницах нашего журнала.
Тем не менее, вся остальная статья написана мной, поэтому и подписана "Александр Грек". Если кто может писать лучше -- милости прошу к нам в журнал. Мы еще и денег заплатим.


Цитировать
Witali Dukin
Добавлено 04.09.07 03:05
- 0 +
@ Дмитрий Мамонтов
да бог с ней, со статьёй, она выложена в сети два года назад и кто её уже только не передирал... не в этом суть, если Вы уж что-то пишете, то давайте хотя бы прочитать это людям, о которых Вы пишите, тому же Виталику Робертусу. К стати у него есть все мои координаты, ваш журнальчик сегодня по почте от него получил. Но г-н Грек пишет ЧУШЬ!!! в погоне за сенсацией! Вам не приходит в голову, что ваше издание читают в основном люди не глупые и образованные? Если уж нужна сенсация, то свяжитесь с теми, кто этим занимается и вам расскажут много интересного, что потом читатель действительно оценит по достоинству и как настоящую сенсацию! а так получается журналажа... да ещё под именем главного редактора... что тогда о рядовых говорить?


Цитировать
     ONLINE

Написать личное сообщение
Дмитрий Мамонтов
Редакция «ПМ»
Зарегистрирован: 21.05.08
Сообщений: 42
Комментариев: 10896
Рейтинг: 31058.00
Баллов на счету: 31058
Добавлено 03.09.07 20:03
- 0 +
serco0
Простите, хотел дождаться, пока ответит сам автор статьи (мы сейчас сдаем номер, поэтому все заняты - он ответит чуть позже), но не удержался. Получилось некрасиво, согласен. Это, конечно, не оправдание, но все же: из статьи Виталия Дукина заимствовано, если я правильно подсчитал, 6 предложений (в том числе и то самое, про кухню и семейное авто). Поэтому говорить о "действительно скопированной статье" - это, пожалуй, все же преувеличение...
Вкладка - это обыкновенная реклама "мега-альбомчиков" по почте. Никаких дополнительных денег это не стоит, никто не заставляет Вас это покупать или оплачивать. А что касается колонки главного редактора - разве номер не посвящен авиации, или я чего-то не понял?
P.S. Не беспокойтесь, ультразвуковые стиральные машинки или циркониевые браслеты мы не будем рекламировать никогда.


Цитировать
serco0
Добавлено 03.09.07 19:25
- 0 +
Мда...
Последнее время качество журнала меня огорчает. О чем уж говорить, если это действительно скопированная и отредактированная статья с громким павлиньим штампом "А. Грек Главный редактор журнала".
Второе "Фе.." - отношение журнала ко мне как к читателю. Наверное, скоро ПМ будет рекламировать ультразвуковые стиральные машинки или циркониевые браслеты. Не планируете? В последнем номере реклама в стиле великого Остапа, сотри и найди 4 туза и получи мега-альбомчик с самолетиками оплативши упаковку и пересылку - просто убила. И как оправдание этому с колонки главного редактора (того же Грека) красуются строки "этот номер мы решили полностью посвятить авиации"
Это и есть ваше видение интеллекта читателя?



Цитировать
Артемий
Добавлено 01.09.07 03:07
- 0 +
Я тоже согласен что врядли более менее нормальные авиамоделисты теряют 3-5 моделей. они же жутко дорогие, это не говоря уже о времени потраченом на проектирование и постройку модели.


Цитировать
Владимирович
Добавлено 01.09.07 01:18
- 0 +
[ссылка] вот она, сам нашел, жду ответ от А. Грека.


Цитировать
Владимирович
Добавлено 01.09.07 01:12
- 0 +
Друзья, ссылка че то не работает!


Цитировать
Witali Dukin
Добавлено 31.08.07 17:48
- 0 +
Ну что ж... прочитал я вашу статью... даже не в обиде за то что Вы надёргали и переврали цитаты из моей статьи... но посмеялся от души! Спасибо! Развеселили ))), особенно развесели строки со страницы 34 про вылизывание )))
Вы хоть сами то представляете ЧТО за чушь Вы пишите? ))))
В следующий раз, если будете конечно, писать на эту тему, свяжитесь со мной! Что бы статья не стала журналажью! )))
Уже без уважения к вашему журналу
Виталий Дукин



Цитировать

1 2     След. »
 
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ (СЕНТЯБРЬ 2007 Г.)
За самые интересные – призы



25/08/07   6
ДОМ-МОНСТР
Миллионщик

Дебаты о том, какое сооружение является самым высоким в мире, не затихают: разница между л...

24/08/07   23220
ТЕПЛОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Ток из человека

Экспериментальное устройство – шаг к новому способу электропитания, который позволит сдела...

24/08/07   1
КОСМОС: НОВОСТИ
17-23 августа 2007 г.

Будьте в курсе! «Раненый» шаттл Endeavour благополучно вернулся на Землю. Boeing тестирует...

24/08/07   0
ДЕТЕКТОР НОМЕР ОДИН
Как уловить неуловимое

Огромный резервуар с жидкостью, скрытый под толщей Апеннинских гор, сумел впервые зарегист...

24/08/07   1
ТОП 5 ТЕМ
ТОП ИННОВАЦИЙ BRIDGESTONE
Компания Bridgestone славится своими технологичными разработками. Перечислим самые актуа...

21/04/14   16
12 УНИКАЛЬНЫХ СОВЕТСКИХ АВТО
Представляем вашему вниманию несколько интересных концептов, разработанных во времена СССР...

13/03/14   34
ПЛАНЕРЫ-МАРИОНЕТКИ
В 1954 году в интервью журналу Flight (полет) энтузиаст авиации Уолтер Ньюмарк предсказ...

08/04/14   0
ВИКТОРИАНСКИЙ ЛЕВИАФАН
Лично для меня район Тауэра – пожалуй, самое романтичное, да и просто приятное место в Лон...

26/03/14   0
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ШИТЬЁ
Название компании ParAAvis – это игра слов, основанная на латыни (Par – подобный, Avis...

07/04/14   0
афлубин для детей
ПОПУЛЯРНЫЙ
ЛЕКТОРИЙ
МОСКВА
  ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЭМОЦИИ?  
Все ли люди переживают одно и то же?
22 апреля
ОБСУЖДЕНИЯ
ВСЕ КОММЕНТАРИИ
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВЫХ ВОЛН С ПОМОЩЬЮ ОГНЯ
Есть разрешение получше:[ссылка]
18:35
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВЫХ ВОЛН С ПОМОЩЬЮ ОГНЯ
Возможно вживую это выглядит куда впечетляюще, а пока мне только понравилась музыка.
18:33
РОБОТ-УБОРЩИК ОТ SONY
>киборг Андроид же. Будьте внимательнее, переводчики.
18:33
СЕТЕВОЕ ХРАНИЛИЩЕ THECUS N2310 NAS
Master_of_the_W ind: Скорее всего у меня поучаствовать в розыгрыше не получится. Пока лот не пол...
18:25
РОБОТ-УБОРЩИК ОТ SONY
А потом они осознают себя высшей расой и удавят людишек.
18:23
РОБОТ-УБОРЩИК ОТ SONY
Да, будущее не за горами. Скоро роботы будут заменять и домашних любимцев и помощников, да и кого уг...
18:15
В НЕБЕ НАД МУРМАНСКОМ ПРОЛЕТЕЛ БОЛИД
Дровосек: tahion1989: В данном случае лучшая компания, для меня - я и моя девушка. Красиво, ...
18:05
В НЕБЕ НАД МУРМАНСКОМ ПРОЛЕТЕЛ БОЛИД
Sergey8019: м случае лучшая компания, для меня - я и моя девушка. Красиво, романтично и свежий возду...
18:04
СЕТЕВОЕ ХРАНИЛИЩЕ THECUS N2310 NAS
Скорее всего у меня поучаствовать в розыгрыше не получится.
17:46
ПОМАХИВАЯ АРКАМИ НА КРЫЛЬЯХ
Румата: Это был расчётный случай. Просто при этом катастрофически падает ресурс. А на войне долг...
17:05
ПОМАХИВАЯ АРКАМИ НА КРЫЛЬЯХ
bigdrum: Односторонний обдув приводит к завихнениям и срыву потока. Если турбулентность образуется с...
17:01
ПОМАХИВАЯ АРКАМИ НА КРЫЛЬЯХ
Sergey8019: делать сразу с оглядкой на двойное - получаешь гермафродита. Вот мы и пришли пон...
17:01
ПОМАХИВАЯ АРКАМИ НА КРЫЛЬЯХ
Sergey8019: Румата: Да. Но эти возможности учитывались ещё на этапе эскизного проекта, согласовывал...
17:00
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ УТРО
bigdrum: Плохо очищеный спирт содержит сивушные масла. Если бы гнали из нефти (а там масел н...
17:00
ПОМАХИВАЯ АРКАМИ НА КРЫЛЬЯХ
Дровосек: Ну насколько я где то слышал для многих создаваемых для бетона самолётов предусматривала с...
16:59
»  Все комментарии