Свысока глядя на облака из окна пассажирского лайнера, вы вряд ли чувствуете себя великим покорителем воздушной стихии. Совсем иначе вы ощущали бы себя, оказавшись по другую сторону окна, в свободном падении, один на один с высотой

В парашютном спорте высотными прыжками называют старты с высоты 4000 м. Выше этой отметки давление падает ниже допустимого уровня, а состав воздуха не позволяет дышать без кислородной маски. 65-летний француз Мишель Фурнье намеревается испытать на себе свободное падение с высоты 40 000 м. Подобно нынешним рекордсменам стратосферных прыжков Евгению Андрееву и Джозефу Киттингеру, Фурнье впервые прикоснулся к своей мечте, будучи военным парашютистом-испытателем. После катастрофы «Челленджера» министерство обороны Франции запустило проект S38, предусматривающий разработку системы спасения астронавтов при аварии на большой высоте. Мишель Фурнье, спортсмен-многоборец с безупречными физическими данными, был выбран из 24 кандидатов, чтобы совершить прыжок из стратосферы с высоты 38 км.

Несмотря на динамичное развитие проекта и даже успешное завершение полномасштабных испытаний с манекеном, в 1989 году проект был закрыт из-за нехватки финансирования. И Мишель решил отправиться к мечте своей дорогой. Уволившись из армии, он стал вкладывать все личные средства и взносы добровольных жертвователей в разработку и строительство стратостата, герметичной капсулы-гондолы и скафандра, медицинские исследования и ежедневные тренировки. В настоящее время полковник в отставке Фурнье вложил в проект около $20 млн, пустив с молотка даже собственные военные награды. Он уже совершил две неудачные попытки забраться на заданную высоту в 2003 и 2008 годах. Следующий старт намечен на конец нынешнего года.

Своим подвигом Мишель собирается установить сразу четыре мировых рекорда. Прежде всего это максимальная высота пилотируемого полета на воздушном шаре и парашютного прыжка. В разреженных слоях атмосферы парашютист будет разгоняться, не сдерживаемый сопротивлением воздуха. В отличие от Андреева и Киттингера, Фурнье впервые преодолеет звуковой барьер в свободном падении. Время, проведенное в свободном падении, составит рекордные 7 минут 25 секунд.

Мишель поднимется в воздух на гигантском воздушном шаре объемом 600 000 м³ и диаметром 161 м. Шар сделан из полиэтиленовой пленки толщиной всего 16 мкм, при этом его масса составляет тонну, а площадь материала — 6,5 га. Наполненный гелием аэростат будет подниматься на высоту 40 км в течение двух с половиной часов, а затем спустится на землю всего за 40 минут. В случае успешного завершения эксперимента каждому жертвователю, сделавшему свой вклад в проект, Мишель обещает лично прислать кусочек шара.

Во время подъема Мишель будет находиться в цилиндрической гондоле диаметром 1,1 м и высотой 3 м. Фактически она представляет собой космический корабль, оснащенный системой поддержания давления, запасом кислорода, полным набором летных приборов, средствами контроля за состоянием пилота, фото- и видеооборудованием. Аппарат полностью контролируется и управляется с земли. За два часа до полета Мишель займет место в капсуле и пройдет процедуру десатурации: будет дышать чистым кислородом, изгоняя из крови азот (при резкой смене давления азот в крови вскипает, становясь причиной кессонной болезни).

Оставшись наедине с гравитацией, пилот будет облачен в космический скафандр, который позволяет до десяти минут находиться в условиях с давлением в 0,001 атм. Мишель значительно усовершенствовал конструкцию скафандра под собственные нужды — к примеру, заменив стекло шлема на более прочное, способное выдержать давление и температуру при торможении о плотные воздушные слои. Воздуховод отводит выдыхаемый пилотом воздух вниз, чтобы стекло не запотевало. Систему шлангов пришлось адаптировать под использование с парашютным ранцем. Особое внимание Мишель уделил утепляющим слоям экипировки, которая позволяет ему пребывать до десяти минут при температуре -100°С, разумеется, в автономном режиме.

Мишель Фурнье убежден, что его рекордный прыжок несет в себе большую научную ценность, в частности в области медицины и технологий воздухоплавания. Однако свою главную миссию целеустремленный пилот видит в гуманитарной сфере. «Наше нелегкое время принесло кризис социальных, моральных, религиозных ценностей. Все больше людей теряются в поисках смысла жизни, в обществе правят апатия, посредственность, безразличие. Я хочу показать людям, насколько счастливым может быть человек, который живет мечтой и стремится к ее воплощению, преодолевая любые физические и моральные преграды».

Видео к статье: ссылка

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2009).