Страх полета, Часть 2: Цифры плюс советы

Недавняя загадочная катастрофа авиалайнера над Атлантикой всколыхнула старые фобии. Наверное, все мы хотя бы раз в жизни, находясь в воздухе, испытывали внезапный страх, представляя всю «хрупкость» скорлупы фюзеляжа и всю глубину «неминуемого» падения... Что же такое – фобия полета, отчего она случается, чего стоит бояться и чего нет? Часто ли самолеты падают. И как сделать перелет максимально безопасным? Представляем наш краткий гид.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, вчера мы рассказали, что до трети людей испытывает страх перед полетам, но что на самом деле бояться его не стоит. Чтобы снова продемонстрировать это, приведем некоторые сухие, но весьма красноречивые цифры.

Что знает статистика?

Начиная с 1950-х среди причин аварий, приведших к человеческим жертвам, были следующие:

• Ошибка пилота: 50% случаев;

• Другой «человеческий фактор» (ошибки диспетчеров и т. п.): 7%;

• Погодные условия: 12%;

• Техническая причина: 22%;

• Угоны, терроризм и прочее: 9%

• Остальные причины: 1%.

Если делать выборку по фазе полета, то самыми опасными являются взлет (22% аварий) и посадка (18%), а также набор высоты (25%). Вполне безопасны снижение (8%), приближение к месту посадки (13%) и, конечно, сам полет (12%). Названные проценты больше впечатлят, если учесть, что на взлет и посадку приходится, в среднем, по 1% времени полета, а на сам перелет — 57%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Число выживших в результате аварий, случившихся с самолетами, несших на борту от 10-ти пассажиров, составляет 24% (по статистике за 2000-е гг.). Огромную таблицу с детальной статистикой по отдельным авиакомпаниям можно посмотреть по этой ссылке.

Есть ли шанс погибнуть? Конечно, есть. Но очень и очень маленький. По статистике за 1998−2008 гг. вероятность того, что вы попадете на рейс, в котором случится происшествие, приведшее хотя бы к одной человеческой жертве, составляет 1 к 8,5 млн, если считать по цифрам 25-ти самых безопасных перевозчиков, и 1 к 830 тыс., если считать по 25-ти самым «небезопасным». Иначе говоря, шанс лично у вас погибнуть в ходе конкретного рейса составляет 1 к 13,6 млн, если вы летите проверенной авиакомпанией, и 1 к 1,1 млн, если — «непроверенной».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советы для остальных

Самые же мнительные могут воспользоваться рекомендациями по безопасным перелетам, которые сформулированы на основе данных многолетней статистики.

1. Выбирайте беспосадочные перелеты. Большинство аварий случается в ходе взлета, посадки, набора высоты или снижения. Чем меньше этих «критических» моментов в вашей поездке — тем ниже вероятность аварии.

2. Выбирайте самолеты покрупнее. К лайнерам, берущим на борт более 30 пассажиров, предъявляются особенно суровые требования безопасности. И вообще, «если что», вероятность спастись здесь будет выше.

3. Следите за стюардессой. Краткое инструктирование на случай аварии, которое обязательно дается в начале полета, может спасти вашу жизнь. Не пропускайте его мимо ушей. Обратите внимание, где взять спасательное оборудование и как вынуть трубку для подачи кислорода, где находятся ближайшие к вашему креслу аварийные выходы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Не кладите тяжелый багаж на полку над сиденьем. Даже если аварии не случится, самолет, попавший в область сильной турбулентности, может «мотать» так, что полка, не рассчитанная на это, не выдержит, и если не вы, так ваш сосед получит чемоданом по голове. Такое случалось.

5. Пока сидите в кресле, всегда держите ремень безопасности пристегнутым. Это не будет лишним в любом случае.

6. Прислушивайтесь к словам бортпроводников. Вообще, главная их задача на борту — не разносить напитки, а обеспечивать безопасность. Эти люди прекрасно подкованы в своем деле, и если они просят вас пристегнуть ремень или перейти на другое место, в ваших же интересах последовать этим советам. Сперва сделайте, а уж потом, если интересно, спрашивайте, зачем это нужно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. Не перевозите с собой опасный груз. Список веществ и предметов, приведенный в краткой инструкции, далеко не охватывает все случаи. Подумайте, нет ли у вас чего-то, что может оказаться опасным, и в достаточно ли надежные контейнеры вы их поместили. Примеры тому — спортивные снаряды (биты, клюшки), ножи (всех видов), огнестрельное оружие и боеприпасы (включая оружие для занятий пейнтболом или страйкболом), инструменты (ножовки, молотки и проч.), воспламеняющиеся вещества (бензин для зажигалки), мощные аккумуляторы и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

8. Не стесняйтесь просить стюардессу размешать чай или кофе. У них опыт обращения с очень горячими жидкостями при тряске достаточно большой. У вас же всегда будет опасность серьезно ошпариться — а то и ошпарить соседа и если не схлопотать по лицу, то нарваться на судебное разбирательство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Не пейте.

10. Не теряйте голову. Предыдущий совет сильно поможет вам следовать и этому правилу. Если вы, все-таки, попали в аварийную ситуацию, строго следуйте указаниям бортпроводников и команды.

Вместо послесловия: выключать ли мобильник?

Требование выключать мобильные телефоны и ноутбуки во время взлета и посадки связано с тем, что и телефоны, и беспроводные модемы компьютеров используют для обмена данными с базовой станцией радиоволны. Тем же способом ведет обмен информацией и весь сложнейший комплекс бортовой аппаратуры, так что теоретически эти гаджеты могут действительно мешать их работе. Кроме того — попробуйте поговорить по телефону около каких-нибудь динамиков: вы услышите знакомые треск и писк, тоже вызванные работой прибора связи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Насколько нам удалось установить, нет ни одного достоверно установленного факта того, чтобы авиакатастрофа была спровоцирована использованием мобильной связи или Интернета. Однако в принципе такая возможность сохраняется — тем более что тяжело провести достаточно полное тестирование, как поведет себя та или иная система в конкретной ситуации: число возможных комбинаций моделей телефонов и модемов, самолетов и бортовой аппаратуры крайне велико. Поэтому обычная просьба выключить эту электронику делается скорее «на всякий случай» — и все-таки, мы рекомендуем последовать ей. Все-таки, лучше перестраховаться, чем...

Читайте, кстати, о том, как расследуют обстоятельства авиакатастроф и какие выводы на будущее это помогает сделать: «По следам катастрофы».

При подготовке статьи использованы материалы проектов AirSafe и PlanetCrashInfo

sham-44ld
sham-44ld 11 Июня 2009, 18:06
Timofey, спасибо за информацию!
sham-44ld
sham-44ld 10 Июня 2009, 13:06
2Cash: я подозреваю так поступили бы 99% остальных пассажиров авиакомпаний, откуда же брать опытных пилотов тогда? Согласен на этот счёт с ВИУРом. 2Timofey: с ртутью вы, конечно, загнули. Ничего она не разъест, да и время пребывания в самолёте недостаточно для отравления парами. Если вы действительно перевозите градусник, а не поллитровую колбу ртути! ;)
fabulousbus
fabulousbus 10 Июня 2009, 01:06
Напоминает анекдот: Во время рейса идет по проходу пилот с парашютом за спиной,такой грустный-грустный. Его спрашивает пассажир,мол,что с лицом,почему такой печальный. "Да так,неприятности на работе", отвечает пилот, направляясь к люку...
oddworld
oddworld 09 Июня 2009, 11:06
Не,оно понятно, меньше знаешь крепче спишь.Конечно СМИ раздувают и еще больше нагоняют страха,но эторавносильно тому что не писать на колбасе из чего она сделана.Я можно сказать доверяю свою жизнь человеку и я всё-таки обязан знать кто за неё в ответе и могу ли я положиться на него и его квалификацию и мастерство.Раньше в СССР да, мало что говорили,но это не есть хорошо.При таком подходе нет никакой ответсвенности перед пассажирами.Ну у пал и упал и делов то.А по поводу того что я перед полетом узнаю, что командир корабля налетал мало часов, то скорее всего я бы поменял рейс на другой.Я не говорю что уже сидя пристегнутом в кресле, мне говорят что командир корабля такой-то, 35 лет и имеет всего 700 часов налета и т.д. Это должна быть предполетная информация.
oddworld
oddworld 09 Июня 2009, 09:06
В 1991 году 24 мая под Бахтараном в Иране разбился советский самолет Ил-76ТД швейцарской авиакомпании Metro Cargo.Причиной аварии стала ошибка штурмана и плохие погодные условия,песчаная буря.В итоге кружений при попытках сесть в такой буре на аэродром,закончилось топливо и капитан коробля выпустив все закрылки и шасси спланировал на площадку.Авария произошла в горах.В итоге 6 из 11 человек погибли.Вот обычное стечение обстоятельств ошибка пилотов и погодные условия сделали своё черное дело.Но в любом случае,каждый пассажир при посадке на борт боится что именно это трейс может быть тем самым исключением из миллионов всех остальных.Все эти страхи от того еще, что мы свою жизнь доверяем технике и какому-то незнакомому дяде,о квалификации которого мы можем только догадываться.На саом мделе было бы неплохо компаниям, хорошо себя зарекомендвавшим на кадый рейс давать информацию об экипаже.Сколько лет, какой налет часов,сколько работал и где,семейное положение и т.д. Ведь компании в погоне за наживой могут хоть выпускника Ульяновского авиационного училища посадить, лишь бы навар денег был.А пассажиры и не догадываются кому они доверили жизнь. Опять-таки в сравнении с ДТП, всё же когда ты сам управляешь машиной, тебе спокойнее,ты сам в ответе за себя и свою семью которую везешь.Ведь банальный тоже пример,маршрутки.Многие бояться, потмоу что квалификация и какие-то морально-этические нормы водителей оставляют желать только лучшего.А всё почему? Потому что жажда наживы владельцев маршруток.И этому абреку глубоко наплевать на всех и даже на себя.В итоге мы получаем аварии с человеческими жертвами.Поэтому боязнь доверить свою жизнь незнакомому члдовеку,низная ничего о нем,вот что страшно.Ну и наверно всё же страх попасть в плохую погоду во время перелета.И наверно ночной полет еще сам по себе страшен.