Для полноценного функционирования сайта необходимо включить JavaScript.
Адреналин

Гонки на воде: Катера с ракетными двигателями

В 2005 году три пилота — американский, британский и австралийский — попытаются перешагнуть скоростной рубеж в 400 миль в час (643 км/ч) и завоевать звание самого быстрого человека на воде
Дмитрий Мамонтов
Ноябрь 2004
    • Пилот Расс Уикс поведет глиссер American Challenge во время рекордного заезда. А пока модель проходит гидродинамические испытания
    • Британский глиссер Quicksilver пока не построен, но тоже будет претендовать на рекорд скорости

    Первые «скоростные» катера были паровыми, но, что гораздо важнее — они были водоизмещающими (вес поддерживался за счет выталкивающей силы). С 1874 по 1903 год на паровых судах было установлено восемь мировых рекордов скорости на воде, поднявших планку до 72 км/ч. К слову, суда с двигателем внутреннего сгорания, пришедшие на смену пароходам, достигли этой скорости только к 1911 году! Однако к тому времени уже произошла еще одна революция — гоночные катера стали глиссирующими (вес поддерживался за счет давления набегающего на днище потока, в таком режиме судно буквально скользило по воде, касаясь ее небольшой площадью днища).

    Впервые возможности глиссеров публика увидела во время шестой ежегодной регаты на приз принца Монако в 1909 году: французский катер «Дюк» на километровой дистанции достиг скорости 66 км/ч. Первые глиссеры были весьма непросты в управлении: по словам современников, «они могли нестись по воде как необъезженный жеребец». Тем не менее за следующие десять лет глиссеры быстро прогрессировали, подняв рекордную скорость в 1919 году до 112 км/ч.

    Легенды скорости

    В мире водномоторных гонок существуют свои легендарные личности. Одна из них — американец Гарфилд Артур (или просто Гар) Вуд, за 12 лет шесть раз поднимавший планку скорости — со 150 км/ч на лодке Miss America в 1920-м до 200 км/ч на Miss America X в 1932 году. Последний рекорд Гара Вуда продержался 5 лет.

    Другая легенда скорости — сэр Малкольм Дональд Кэмпбелл, сумевший в 1937 году побить рекорд Вуда. За два следующих года он поставил четыре рекорда, причем последний, установленный на лодке Bluebird K4 — 227 км/ч, — продержался одиннадцать лет.

    В 1950 году Стэн Сайрес и Тед Джоунс превзошли результат Кэмпбелла, развив на катере Slo-Mo-Shun IV фантастическую по тем временам скорость 257 км/ч. Спустя два года, в 1952-м, Сайрес улучшает свой рекорд, остановившись на цифре 286 (а в одном из заездов ему удалось выжать даже 297 км/ч). Читать далее

    В 1962 году Рой Дуби на катере Miss US I впервые пересек черту в 200 миль в час (321 км/ч). Его рекорд продержался 38 лет, пока в 2000-м американец Расс Уикс на своем глиссере Miss Freei не поднял планку еще выше — до красивой цифры 330 км/ч.

    Реактивный век

    В 1952 году у классических водно-моторных гонок глиссеров с приводом от винта, погруженного в воду, появился конкурент — катера с реактивными двигателями. Первый реактивный катер — Crusader британца Джона Кобба — ждала несчастливая судьба. После обнадеживающего квалификационного заезда на озере Лох-Несс, где катер показал скорость 331 км/ч, он врезался в затопленное бревно, и пилот погиб.

    Затем в гонку вступил Дональд Кэмпбелл (сын сэра Малкольма Кэмпбелла), поставивший первый рекорд в классе реактивных катеров: в 1955 году ему удалось достичь скорости 325 км/ч на катере Bluebird K7. За следующие девять лет ему не нашлось равных на водной глади (как, впрочем, и на твердой поверхности — он был многократным рекордсменом по скорости в классе реактивных автомобилей): на его счету семь мировых рекордов. Последнее достижение Кэмпбелла — 444 км/ч — установлено в 1964 году. В 1967-м, при попытке преодолеть рубеж в 300 км/ч (482 км/ч) на озере Конистон, его катер перевернулся и он погиб.

    В 1967 году Ли Тейлору удалось поднять планку до 459 км/ч. И, наконец, автор текущего рекорда скорости в 511 км/ч, установленного в 1978 году на катере Spirit of Australia, — австралиец Кен Уорби.

    Кровавые хроники

    История водно-моторных гонок написана не только потом, но и кровью. На высоких скоростях катера глиссируют, едва касаясь воды, и малейшая турбулентность воздушного потока или рябь на воде способны перевернуть их. А вероятность спастись при крушении катера на скоростях выше 300 км/ч практически равна нулю. При такой скорости вода оказывается далеко не «мягкой» средой — при ударах она способна разрывать на части даже прочные стальные конструкции. Нередко попытки побить рекорд завершались смертью смельчаков: в июне 1930 года катер сэра Генри Сигрейва Miss England II при попытке улучшить рекорд в 160 км/ч перевернулся, убив пилота и двух его механиков. В 1955 году погиб итальянец Марио Верга. Пытаясь побить рекорд Уорби, погибли Ли Тейлор (в 1980 году) и Крейг Арфонс (в 1989-м).

    Гонки высоких технологий

    Однако вполне возможно, что в следующем году абсолютный рекорд скорости на воде Кена Уорби, продержавшийся больше четверти века, падет под натиском трех пилотов, представляющих команды из трех стран.

    Американская команда, которую возглавляет пилот Расс Уикс, планирует построить революционный катер American Challenge, используя новейшие технологии в области компьютерного моделирования, аэро- и гидродинамики. Катер будет изготовлен из композиционных материалов и оснащен двумя 9-тысячесильными форсированными реактивными двигателями GE J85 общей тягой 4500 кгс. Пилоту придется управлять только рулем и тягой — за стабильностью будет следить компьютер, обрабатывая сигналы с гироскопов с частотой тысячу раз в секунду, а малейшее отклонение откорректируется с помощью аэродинамических рулей. И, наконец, впервые в истории водно-моторных гонок в аварийной ситуации компьютер отстрелит фонарь кабины и катапультирует пилота. Модель катера в масштабе 1:10 уже проходит аэро- и гидродинамические испытания, а на строительство настоящего American Challenge выделено около $5 млн.

    Вторая команда, претендующая на лавры победителей, — британская Quicksilver. Ее катер выполнен из стали и многослойных ячеистых композиционных панелей и имеет вытянутую в длину форму. Легенда команды — главный конструктор Кен Норрис, принимавший участие в создании катера Bluebird Дональда Кэмпбелла, считает, что такая форма придаст катеру Quicksilver большую стабильность. Приводить катер в движение будет турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Spey 101 с тягой 5000 кгс, а пилотировать — лидер команды Найджел Макнайт. Пока катер существует только в виде модели, которая проходит испытания в гидроканале и аэродинамической трубе. Зато команда Quicksilver купила не один, а два двигателя Rolls-Royce (причем вместе с самолетом British Aerospace/Hawker Siddeley Buccaneer S2B) и регулярно проводит ходовые испытания. На постройку катера спонсорами выделено $8 млн. В память знаменитого соотечественника — Дональда Кэмпбелла — рекордный заезд планируется совершить на воде исторического озера Конистон.

    Старая школа

    Казалось бы, против таких противников шансы на рекорд у австралийцев, катер которых Aussie Spirit построен из дерева и углепластика в гараже команды, весьма малы. Если бы не одно «но»: австралийскую команду возглавляет обладатель текущего рекорда Кен Уорби. Он построил Aussie Spirit самостоятельно, оснастив его 9-тысячесильным форсированным турбореактивным двигателем Westinghouse J34 с тягой 2500 кгс. Уорби весьма скептически оценивает шансы своих конкурентов: «Во-первых, их катера еще не готовы. Во-вторых, все эти модели хороши в аэродинамических трубах, но в реальных соревнованиях, скорее всего, убьют своих пилотов. Если, конечно, они вообще будут построены». Правда, Расс Уикс тоже не остается в долгу: «Мы увидим типичный пример того, куда можно уехать без применения новых технологий. Время, когда на таких катерах ставили рекорды, безвозвратно ушло».

    Никаких компьютеров в Aussie Spirit не предусмотрено, пилот будет контролировать положение катера самостоятельно, лишь с помощью тяги и руля. Добавляет трудностей и то, что Уорби, в отличие от остальных пилотов, предпочитает для установления рекорда рябь на поверхности воды — по его словам, это создает воздушные карманы под корпусом катера, что позволяет буквально «катиться» по воде, как на катках. По наблюдениям Уорби, такой эффект способен увеличить скорость почти на 50 км/ч.

    Кто же победит — новые технологии или опыт старой школы? Зима 2005 года обещает быть весьма жаркой…