18 ноября мы побывали на одном из самых масштабных событий в истории российского мотоспорта — в Москве в спорткомплексе «Олимпийский» прошел этап мировой серии SX Tour по суперкроссу.

Cкоростные заезды лучших гонщиков и показательные выступления отважных фристайлистов в сопровождении мегаватт музыки и света никого не оставили равнодушным, тем более что на радость московским зрителям российские пилоты Александр Иванютин и Евгений Тилецкий лидировали и побеждали в заездах. И это при том, что Александр и Евгений выступали в абсолютно новой для себя дисциплине. Однако шоу, которое мы увидели в «Олимпийском» за несколько дней до соревнований, показалось нам еще более зрелищным. Строительство современной искусственной трассы для суперкросса — это завораживающий ритуал, каждый участник которого — профессионал высокого класса. О том, как строилась самая длинная и сложная трасса чемпионата в Москве, нам рассказали ее создатели — братья Фуше, Жан-Люк и Тьерри, главный инженер и президент компании — организатора чемпионата ORGACOM.

Первый раз Тьерри посетил стадион за месяц до мероприятия для проверки работы всех технических служб. Московский проект был особенно интересен братьям Фуше: «Олимпийский» — самая большая крытая арена, на которой им приходилось работать. В тот же день Тьерри посетил подмосковный карьер, из которого предполагалось привезти грунт для трека, и оценил его качество.

3500 м³ грунта привезли из Подмосковья на тяжелых четырехосных самосвалах. Такая машина не может заехать в ворота «Олимпийского». Грунт выгружался снаружи и перекладывался экскаватором в самосвалы поменьше — два двухосных КамАЗа, которые заезжали прямо на арену. Привезенный на стадион грунт был слишком холодным и твердым. Перед началом работ он вылеживался трое суток. Затем экскаваторы распределили его по всей поверхности арены ровным слоем толщиной 20 см. Из этой заготовки французским специалистам, подобно художникам, предстояло создать сложную трассу, изобилующую поворотами и трамплинами.

Работая денем и ночью, три мини-погрузчика, в кабине одного из которых занял место сам Жан-Люк Фуше, в буквальном смысле вылепили трассу менее чем за двое суток. Это магическое действо невозможно описать словами. Они поднимали, переносили и разравнивали грунт бульдозерными щитами и гусеницами, которыми операторы владеют не хуже, чем собственными руками и ногами. Движения машинок столь непрерывны, сложны, разнообразны и осмысленны, что они кажутся живыми. Команда работает только вместе, как единый организм: Тьерри непрерывно следит, насколько точно погрузчики воссоздают его эскизы, и при необходимости корректирует их действия, а Жан-Люк координирует действия операторов непосредственно на арене.

Когда рельеф сформирован, остается лишь разложить в поворотах отбойники и накрыть их рекламными баннерами. Параллельно со строительством трека устанавливается осветительное и звуковое оборудование, сцена, пиротехника, камеры для телетрансляций, стартовые машинки. Сразу после окончания работ начинаются тренировочные заезды. Команда Жан-Люка работает вплоть до окончания мероприятия: после каждой гонки трассу необходимо восстанавливать, так как мотоциклы разбивают грунт.

Московская трасса длиной 700 м — один из самых длинных крытых треков суперкросса. «Спортсменам намного интереснее кататься на длинных трассах, — говорит Тьерри Фуше, — это я могу вам сказать как бывший мотогонщик».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2008).