Популярная игра превратилась в высокотехнологичный вид спорта.

Как и бóльшая часть экстремальных видов спорта, пейнтбол был придуман около 20 лет назад. Рассказывают о двух ребятишках с фермы где-то на Среднем Западе, которым отец поручил разметить краской скот на продажу, а для быстроты дела разрешил пользоваться специальными пневматическими пистолетами. Заряды краски вылетали из стволов под действием двуокиси углерода. Очень скоро стрелки сообразили, что брызгаться краской друг в друга гораздо интересней, чем в стадо коров.

Позже легендарные отцы-основатели пейнтбола, такие как Бад Орр и Том Кайе, развили идею, превратив детскую забаву в настоящий спорт, в сражение, где вместо пуль лишь шарики с краской.

Увлекательная смесь пряток, «Зарницы» и гангстерских перестрелок стала настолько популярна, что уже в 1990 году появились специализированные поля для игры, на которых могли соревноваться различные команды. Одновременно шли разработки спортивного снаряжения.

В пейнтболе вместо оружия используют так называемые «маркеры». Типовой пейнтбольный маркер состоит из нескольких обязательных частей. Во‑первых, это корпус со спусковым механизмом и стволом. Во‑вторых, газовый баллон высокого давления, соединенный с корпусом маркера непосредственно, или нержавеющим газовым шлангом. В баллоне может быть сжатый углекислый газ, воздух или азот. Третья часть носит название «фидер». Это пластиковая емкость для шаров, которая устанавливается вертикально над маркером, так что желатиновые шары с краской подаются в патронник под действием силы тяжести. При нажатии на курок поток сжатого газа (диоксида углерода, азота) выбрасывает шар из ствола.

Первый спортивный типовой маркер был спроектирован Бадом Орром еще 16 лет назад. Он носит название Autococker и представляет собой полуавтоматическое ружье, то есть шар подается в ствол автоматически перед каждым выстрелом. Одно нажатие на спуск — один выстрел. Опытные стрелки могут произвести от 8 до 12 выстрелов в секунду.

В последнее время все большей популярностью пользуются «электронные» маркеры, в которых затвор приводится в движение электромеханическими сервоприводами. При этом темп стрельбы полуавтоматического маркера увеличивается до 15 выстрелов в секунду.

Использование на поле автоматического оружия запрещено большинством пейнтбольных клубов. Современные фидеры снабжены также датчиком, который определяет, упал ли следующий шар в патронник маркера. Если шары заклинило, датчик срабатывает и встроенный электромотор встряхивает содержимое фидера, поскольку на жаре шары с краской могут слипнуться и не падать в зарядную камеру.

Единственный недостаток всех без исключения маркеров — неточная стрельба. Причина в малой начальной скорости шара с краской — около 90 м/с, а также в его диаметре, равном 17 мм. Потоки воздуха могут значительно изменить траекторию полета шара. С 30 м опытный игрок без труда попадет в тарелку, однако уже с 50 м сложно вообще попасть в человека. Кроме того, дальность стрельбы маркера не превышает 90 м.

Надо заметить, что в пейнтболе игрок считается пораженным, если попавший в него шар разорвался и оставил пятно краски. Если шар отскочил от одежды или оружия, не разорвавшись, попадание не засчитывается. Это базовое правило, а также неточность маркеров и низкая скорость снарядов определяют все особенности современного пейнтбола. Стремясь поразить противника, игроки часто продолжают стрельбу, пока не окажутся в пределах 30 м от цели. Но даже на этом расстоянии максимальный ущерб, кроме яркой кляксы на одежде, — это синяк.

Наиболее часто в адрес пейнтбола звучит обвинение именно в излишней травмоопасности. Защитники этого вида спорта отвечают, что, по статистике, пейнтбол безопаснее гольфа — естественно, если соблюдаются все правила игры. На большинстве площадок для пейнтбола каждый маркер, пронесенный через ворота, проверяется и регулируется так, чтобы скорость полета шара не превышала 90 м/с. Кроме того, игрокам рекомендуют носить полный комплект защиты.

Это, в первую очередь, маска, поскольку самые серьезные травмы возможны при попадании шара в глаз, рот или уши. Перчатки, налокотники и наколенники защитят вас от ссадин и ушибов: вам непременно придется прыгать, ползать, резко падать, стремясь во что бы то ни стало укрыться от противника. При выборе обуви стоит обратить внимание на протектор для лодыжки. Куртка и брюки могут быть любыми, но помните, что при ударе о твердую поверхность шар чаще всего раскалывается. С другой стороны, шар скорее отскочит от мягкой одежды или скатится по складкам, не разорвавшись.

Шары имеют хрупкую желатиновую оболочку и наполнение из нетоксичной растительной краски. Краска легко смывается водой с одежды и кожи. Для производства шаров используется то же оборудование, что и для производства лекарственных капсул. Неудивительно, что, например, компания R.P.Shure, выпускающая шары для пейнтбола под торговой маркой PMI, на самом деле является фармацевтической. Компании выпускают шары самых разнообразных расцветок и даже ароматов. Хит сезона — шары с банановым запахом. Если попадете, враг будет пахнуть бананами до самого вечера.

Стоимость маркеров колеблется от $100 до $2000. Вы можете купить модель Tippmann 98 Custom за $200, и точностью она не уступит многим более дорогим моделям. А можете приобрести скорострельный электронный маркер WDP Angel IR3 с жидкокристаллическими индикаторами, выпущенный ограниченным тиражом и продающийся по цене $1400 за штуку.

Впрочем, индустрия пейнтбола базируется скорее на идее индивидуализации типового оружия. Профессионал всегда предпочтет личное оружие любому стандартному образцу, будь тот даже быстрее или точнее. А потому самым популярным и копируемым маркером по сей день остается Autococker — его легче всего модернизировать.

На сегодня на территории США насчитывается более 4000 площадок и полей для пейнтбола. И новички, и профессионалы могут принимать участие как в еженедельных местных соревнованиях, так и в турнирах мирового класса. Среди всемирно известных команд такие профессионалы, как Miami Effect, Philadelphia Americans, NY Zero, Russian Legion (Москва), Ton-Ton-Flinguers (Тулуза), Joy Division (Стокгольм).

Вариантов игры великое множество — от сражений «стенка на стенку» до схваток «один против всех». В классическом сценарии две команды по 5, 7 или 10 человек стартуют с противоположных концов площадки. Их задача — первыми захватить флаг, установленный в центре игрового поля, и доставить его на чужую стартовую базу. Так называемые «большие сценарные игры» повторяют знаменитые сражения или батальные сцены из культовых кинолент, в них принимают участие тысячи игроков, и действие может затянуться на несколько дней.

В Америке играют командами из десяти игроков, в Европе больше популярен вариант игры с семью участниками с каждой стороны. Какой вариант станет мировым стандартом? «По семь человек, — считает Сони Лопез из Worr Games. — Такими, скорее всего, будут команды на Олимпийских играх».

Пейнтбол на Олимпиаде? Почему бы и нет. Игра обладает всеми необходимыми качествами: это командный вид спорта, широко популярный по всему миру, правила его просты, он достаточно зрелищный и требует от игроков высокого класса серьезной физической подготовки. Говорят, на последнем голосовании не хватило одного голоса, чтобы занести пейнтбол в список олимпийских видов спорта. А недавно компания Fox Sportnet даже начала транслировать соревнования по пейнтболу в новом телевизионном шоу «Фактор цвета». Кроме того, не забывайте, пейнтбол относится к экстремальным видам спорта — а что может быть популярнее?

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2003).