Нет ничего более дурацкого, чем лежать с переломом на горнолыжном курорте.

Сам по себе сноуборд — гораздо более безопасный спортивный снаряд, нежели горные лыжи: к доске пристегнуты обе ноги, и поэтому самый распространенный среди горнолыжников скручивающий перелом голени исключен. Жесткий треугольник, образуемый пристегнутыми ногами и доской, сводит к минимуму и другие опасные горнолыжные травмы — например, перелом шейки бедра. Это в теории. Но если вечером на любом горнолыжном курорте зайти в бар, то можно с вероятностью в 90% сказать, что стоящие посетители — сноубордисты. И не потому, что им не хватило места — у них до синевы отбиты задницы. К тому же половина из них хромает — повреждены коленки, а часть не может держать кружку пива — выбиты пальцы. Пишу со знанием дела — со мной такое было не раз. В нынешнем сезоне ситуация должна измениться: дурацкая мода кататься только в ярких флисовых шапочках проходит. Все горнолыжные и сноубордические конференции заняты обсуждением шлемов и прочей защиты. Значит, на Новый год в барах все-таки будем сидеть. Погромыхивая пластиковыми латами.

Поговорке «голова дается человеку один раз, и хранить ее надо в шлеме» не один год. Уже много лет ни на одном цивилизованном горнолыжном курорте детей без шлемов не выпустят на трассу. Тем не менее взрослые ими пренебрегали — не то что головы было не жалко, просто каски были уж больно уродскими, особенно на фоне роскошных горнолыжных костюмов. В прошлом сезоне ситуация изменилась. Сразу несколько компаний — Uvex, Cebe и Dainese выпустили очень симпатичные шлемы из поликарбоната.

Новейшие каски великолепно вентилируются, и в них прекрасно слышно: в районе ушей установлены специальные мембраны. Помогают отлично — прошлой зимой на скорости километров 60 я поймал кант и с размаха ударился затылком о лед. И ничего, вот сижу, пишу статью. А на шлеме только украшающий его «шрам». Самый писк сезона — углепластиковые карбоновые шлемы, которые «пекут» по технологии Formula 1 в итальянской компании Dainese. Легкие, как пушинка, дорогие, как болиды «Формулы», и некрасивые, как кусок графита.

Но Dainese прославилась среди экстремалов не благодаря своим шлемам. Славу итальянской компании принесли пластиковые латы — защита для мотоциклистов. Сам видел, как на огромной скорости мотоциклист влетел в неподвижный грузовик, вскочил и, прыгая, стал причитать: «Ой, как больно!» По моим ощущениям, он не то что стоять на ногах не должен был, но и дышать — жизнь спасла та самая защита.

Пару лет назад компания перенесла эту технологию на зимние виды спорта. Просто надевать под горнолыжный комбинезон мотоциклетную защиту довольно бессмысленно — травмы совершенно разные. Единственное, что перекочевало без изменений, — панцирная защита позвоночника. Находящие друг на друга чешуйки с ячеистой структурой защищают позвоночник от переломов на все 100%. Недаром я недавно видел это приспособление на съемках фильма — каскадеру изо всех сил били деревянной жердью по спине. Итальянский панцирь выстоял.

Но панцирь — это уж совсем для экстремалов. А вот без чего я бы не рекомендовал выходить на снег сноубордистам — это наколенники и не имеющее аналогов в русском языке устройство Short Protector. Хотя, как видно из фотографий, более правильно было бы его назвать, например, Bottom Protector. Однако, несмотря на название, «шорты», как их окрестили в России, надежно защищают копчик и окружающее его пространство (см. фото) от синяков и ушибов. Агитировать за наколенники даже неловко — большинство падений приходится как раз на колени. Нынче ремонт суставов обходится очень дорого, и не всегда его сделают квалифицированно.

Следующее защитное устройство пришло в сноуборд от роликов, где пластиковая защита запястья стала уже распространенным аксессуаром. Прошлой зимой в Альпах я зашел с распухшим выбитым пальцем в аптеку, чтобы купить традиционный в таких ситуациях эластичный бинт. Вежливый продавец отправил меня в магазин через дорогу за новейшими сноубордическими перчатками Level с интегрированной защитой запястья Biomex. Защита была специально разработана для сноубордистов медиками из швейцарской клиники GUT в Санта-Морице с учетом принципов биомеханики.

Совсем уж фантастическую технологию применила компания Level в своих перчатках в нынешнем сезоне. Встроенная система Kirax стимулирует активные точки на тыльной стороне запястья, что, по уверениям Level, ускоряет обмен информацией между мозгом и телом, улучшая самочувствие и повышая безопасность. Доктор Броссард из Университета Квебека потратил на разработку этой технологии 15 лет. Насколько это эффективно, сказать не могу: в этих перчатках не катался.

Еще одно устройство, которое я не испытывал и, дай бог, не придется. Что ни в коей мере не сказывается на его эффективности. Доктор Томас Кроули вошел в историю как изобретатель самого действенного на сегодняшний день средства для спасения спортсменов, попавших под снежную лавину, — AvaLung.

У лыжника, попавшего в лавину, перед лицом быстро образуется корка льда из подтаявшего от дыхания снега, которая и перекрывает доступ кислорода к пострадавшему. Эта корка так и называется — «лавинная маска», по аналогии с посмертной. AvaLung состоит из пустотелой лямки с системой углекислотных фильтров и трубки-загубника для дыхания. При опасности нужно вовремя ухватить загубник. AvaLung будет теперь захватывать воздух прямо из снега впереди и отводить углекислоту назад. Доктор Кроули проверил систему на себе, пролежав один час под метровым слоем снега.

Самое удивительное, что наличие всего этого спектра ультрасовременных устройств не сильно уменьшает вероятность травм. Психологи установили, что при повышении безопасности пропорционально начинают увеличиваться скорость спуска и высота прыжков. Нечто похожее можно заметить в автомобилях: наличие ремней безопасности, зон деформации и надувных подушек привело к значительному росту средней скорости. Но вот удовольствие, получаемое от возросшей скорости, неважно на шоссе или на черной трассе, возросло неимоверно. Вот и получается, что, вкладываясь в защиту, вы не столько страхуете себя от травм, сколько увеличиваете дозу адреналина при сохраняющемся уровне риска.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2002).