Гонщики суперкросса проводят в воздухе больше времени, чем на земле.

Супермотокросс — один из самых опасных, но и самых зрелищных видов экстремального спорта. Трасса для него представляет собой замкнутый круг сплошных препятствий и трамплинов высотой до 5 метров и длиной от 10 до 25 метров, без прямых участков для разгона мотоциклов. Мы попросили рассказать об этом виде технического спорта легендарного мотогонщика, руководителя команды «Юкос Моторспорт» и организатора российских соревнований по суперкроссу Александра Нифонтова.

Суперкросс появился в США в конце семидесятых годов как ветвь классического мотокросса. В классических соревнованиях спортсмены гонялись по 2−3-километровой трассе в течение 30−40 минут. Это не устраивало ни организаторов, которым было трудно продать билеты всем зрителям, растянутым на километры вдоль трассы, ни телекомпании, передающие соревнования в эфир. Американцам требовалось красочное шоу.

У создателей нового вида спорта родилась идея — взять из мотокросса самое интересные моменты и перенести их на стадионы, загнав туда и зрителей — на готовую арену, под софиты, в те условия, к которым привыкли американские зрители.

Если длина круга классического мотокросса — 2−3 километра, то для суперкросса оставили 400−800 метров. Создали специфическую выжимку из мотокросса, насытив эту трассу огромным количеством наиболее ярких и эффектных элементов — прыжками в длину и высоту, волнами, наборами различных препятствий, которые непрерывно держат в сильнейшем напряжении не только гонщиков, но и зрителей. Для примера — на классической трассе для мотокросса могут существовать всего 2−3 трамплина с длиной прыжка от 10 до 25 метров. А на стадионной трассе суперкросса вмещается от 10 до 30 трамплинов на одном круге. На суперкроссе мотоцикл проводит в воздухе больше времени, чем едет по земле. Едва хватив колесами землю, гонщик опять устремляется вверх. Стандартны прыжки высотой 7−8 метров и длиной до 30 метров. В итоге получилась чрезвычайно зрелищная, но и настолько же сложная дисциплина, в которой могут участвовать только самые лучшие гонщики, вышедшие из классического мотокросса.

Стадион

Специальных стадионов для суперкросса, как ни странно, не существует. Трассу строят всего за один день (!) на любом подходящем футбольном, бейсбольном или другом стадионе в том городе, где собираются проводить очередной этап. Идеально, если у стадиона было искусственное покрытие, но профессиональные американские компании умудряются насыпать трассу и на травяном покрытии, полностью сохранив его! Для начала футбольное поле застилается специальными матами или фанерными щитами 2x2 метра. Если трава живая, то под маты подкладываются специальные решетчатые прокладки, не препятствующие доступу воздуха к траве. Маты или щиты застилают 2-мм пленкой. После этого грузовиками наносят от 1,5 до 3,5 тысяч кубометров грунта. Далее формируют трассу — причем так, чтобы она не повторяла ни одну из предыдущих. В мире не так много специалистов, которые могут создать настоящую соревновательную трассу — в США насчитывается всего 2−3 бригады. Надо точно рассчитать точки вылетов и приземлений, волны, препятствия и т. д. Готовая трасса живет всего день. После соревнований ее за сутки разбирают, и только старые плакаты на стадионе напоминают о прошедшем шоу.

Мотоциклы

Мотоциклы для супекросса используются точно такие же, как и для классического мотокросса, однако преобладают двухтактные двигатели (в кроссе их всего 10%, тогда как в суперкроссе — 60%). Это объясняется тем, что мотоциклы с двухтактными моторами на 4−7 килограммов легче четырехтактных и имеют более взрывной и резкий «характер», необходимый для суперкросса.

Гонщики, входящие в мировой Топ-10, за сезон используют около десятка мотоциклов, всегда имея на соревнованиях в запасе 2−3 машины с разными настройками. Несмотря на фантастические вылеты, трассу строят так, чтобы мотоциклы при ее прохождении не страдали. Однако если гонщик допускает серьезные ошибки, то достаточно десяти промахов — недолетов или перелетов, и у мотоцикла нарушается геометрия, так что он больше не может принимать участия в соревнованиях и продается на сторону.

Гонщики

За время прохождения дистанции суперкросса гонщик сбрасывает в среднем около полутора килограммов веса. В суперкросс приходят, как правило, из классического кросса, но в этой дисциплине к гонщику предъявляются и дополнительные требования — ему необходимы навыки гимнаста и акробата. Лидерами мирового суперкросса в настоящее время являются американские спортсмены — в Соединенных Штатах проводится 16 этапов только национального чемпионата по суперкроссу. Среди европейцев самые сильные гонщики — французы.

Россия

В Москве первая гонка по супермотокроссу прошла в 1988 году, а всего до 1996 года состоялось 10 гонок. В этом году были предприняты попытки возрождения дисциплины на открытых трассах. Организация же настоящих стадионных соревнований пока, к сожалению, российским организаторам не под силу. Хотя, по утверждению Александра Нифонтова, стадион в «Олимпийском» подошел бы для этого идеально.

Благодарим компанию Alpine за помощь в организации съемки.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2004).