Когда океанские катера Offshore Class 1 проносятся мимо, в памяти встают кадры гонок из фильма «Звездные войны. Эпизод 1». Звук от двух восьмисотсильных двигателей удивительно напоминает гул гоночных гравилетов.

Первыми океанскими соревнованиями моторных катеров считаются ежегодные гонки за Международный Британский приз, учрежденный в 1903 году. Начало XX века вообще богато на призовые гонки, достаточно вспомнить легендарные состязания скоростных самолетов-гидропланов на кубок Шнайдера. Такие гонки были скорее соревнованиями государств, чем частных компаний, и служили своеобразными демонстраторами уровня технического развития стран. Например, для участия в гонке Британского приза существовало обязательное условие — чтобы катер и двигатель непременно были построены в стране, под флагом которой выступал гонщик. Собственно, основная интрига в этих соревнованиях развернулась между британскими и американскими катерами. Первые четыре года англичане довольно убедительно отстаивали статус первой морской державы, но уже в 1907 году приз на три года прописался в Америке. В Британии это было расценено как пощечина — на возвращение приза были потрачены огромные средства, и не зря. К гонке 1912 года Британия подошла с совершенно революционным катером Maple Leaf IV («Кленовый лист-4») с пятью поперечными реданами, на котором английский гонщик Моккей Эдгард не только вернул приз, но и впервые в мире развил скорость более 100 км/ч. По иронии судьбы революционные обводы корпуса были разработаны и запатентованы американцем Уильямом Фобером. Именно Maple Leaf IV и принято считать вехой в переходе от водоизмещающих к глиссирующим катерам.

Гонки начала века оказали огромное влияние на все судостроение — корпуса современных гоночных катеров, словно сошедших с экранов фантастических фильмов, — ничто иное, как вариации разработок 1930-х годов. С той лишь разницей, что сверхлегкие и прочные материалы конца XX века позволили наконец воплотить все разработки конструкторов начала века.

Два мира

После Второй мировой войны Европе было не до гонок — до 1960-х американцы считали этот вид спорта своим внутренним делом, ведь тогда существовало только три основных морских гонки: «Марафон вокруг Лонг-Айленда», «Майами-Ки-Уэст» и, конечно, легендарная «Майами-Нассау», самая суровая из океанских гонок, положившая начало современным океанским моторным гонкам. Авторами этого 296-километрового маршрута были знаменитый промоутер автогонок Шерман «Рэд» Крис и конструктор катеров Дик Бертрам. В первой гонке «Майами-Нассау», состоявшейся 6 мая 1956 года, до финиша добрались восемь из одиннадцати отважных экипажей. С результатом 9 часов 20 минут при средней скорости 31,7 км/ч первым закончил гонку экипаж Гриффит-Бертрам на 34-футовом деревянном катере Doodles II с двумя двигателями Cadillac Crusader мощностью по 215 л.с.

Сэм Гриффит до своей смерти в 1963 году успел четыре раза победить в гонке «Майами-Нассау», побить рекорд гонки «Майами-Нью-Йорк», который 41 год принадлежал гонщику Гару Вуду, и победить в марафонской гонке вокруг острова Лонг-Айленд. Поэтому, когда под эгидой World Drivers' Championship появился Class 1, именем Гриффита был назван приз, который считается самым престижным в мотогонках по воде.

В начале 1960-х в борьбу с Америкой за кубок вступила и Европа. Под впечатлением от «Майами-Нассау» британский издатель Макс Айткен организовал 19 августа 1961 года 288-километровую гонку «Каус-Торки» (Cowes-Torquay), в которой одержал победу Томми Сопвиш на катере Thunderbolt. Спустя год к британской гонке итальянцы добавили свою «Виареджио-Бастия-Виареджио» (Viareggio-Bastia-Viareggio) протяженностью 319 км. Эти три страны и определили интригу гонок на последующие 30 лет.

Возвращение Европы

До начала 1980-х несомненными лидерами в области технических разработок были американцы — если европейцы и побеждали, то только за счет мастерства пилотов. Например, в первые 20 лет кубок Гриффита американцы выигрывали 13 раз, а итальянцы — только шесть. Бразилец Валли Франц, победивший в 1975 году, выступал на американской лодке с американским двигателем и американской трансмиссией, даже троттлмен был американец, так что назвать эту победу чисто бразильской можно было с большой натяжкой. Лучшими конструкторами корпусов были Джим Вайн, Дик Бертрам и легендарный Дон Ароноу, а рекордные двигатели поставляли Daytona, Mercruiser и Aeromarine.

Но всему рано или поздно приходит конец. В 1978 году итальянец Франческо Косентино победил на лодке, разработанной Доном Шидом и построенной на берегу Средиземного моря в городке Виареджио, на родине итальянских гоночных морских катеров. Он стал первым чемпионом мира гонок Class 1, который выступал на лодке, построенной не в США и обслуживавшейся не американскими инженерами. А в 1980-х европейцы и вовсе взяли верх. Тон стали задавать алюминиевые однокорпусные лодки Дона Шида, сделанные фирмой Enfield, лодки итальянских компаний Picchiotti и CUV, а также катамараны James Beard-Clive Curtis Cougar. Европейское превосходство окончательно утвердил Фабио Буцци, который осуществил огромный прорыв благодаря внедрению корпусов из полимерного пластика, усиленного стекловолокном, двигателей с турбонаддувом и новых винтов полупогружного типа.

Вместо сердца

Наверное, настало время разбавить этот поток мало что говорящих нашим читателям названий чем-то более известным. Например, маркой Lamborghini. Проиграв вчистую своему конкуренту Ferrari в сухопутных гонках, она решила взять реванш на море, в морском аналоге «Формулы-1» — Class 1. С 1985 года моторы Lamborghini начали устанавливать на океанских болидах, и в скором времени компания стала моторной командой номер один в океанских гонках катеров королевского класса. Гоночные крейсеры, оснащенные моторами Lamborghini, одержали более сотни побед в чемпионатах мира, чемпионатах Европы и других соревнованиях. В 1994 году Лука Феррари (!) стал чемпионом мира на катере Ferretti с двигателем Lamborghini, покончив с господством на этих соревнованиях известной команды Victory, поддерживаемой дубайским правительством.

Lamborghini держит марку — на четырех из 11 катеров этого сезона, в том числе и на морском болиде прошлогоднего чемпиона Spirit of Norway, установлены 12-цилиндровые 8,2-литровые двигатели этой компании. Еще на двух стоят двигатели Victory V12, на трех — Mercury Class 1 9,1 litre V8 и по одному от Sterling и Skema.

Немного статистики

Обычной практикой было участие двух лодок от команды, которые стартовали в 18 гонках за сезон в Америке, Австралии, Южной Африке, Швеции, Франции, Италии и Англии. Несмотря на то, что финансовые трудности 1980-х годов заставили организовывать по три гонки в одном месте, количество стран-участников продолжало расти. К списку добавились Аргентина, Бразилия, Финляндия, Япония, Иордания, Кувейт, Малайзия, Монако, Новая Зеландия и Норвегия. Победителями 14 раз становились американцы, 12 — итальянцы, 7 — британцы, 6 — гонщики из Саудовской Аравии, 5 — норвежцы и по одному разу представители Бразилии, Монако и Саудовской Аравии.

23 чемпиона выступали на однокорпусных лодках и 18 — на катамаранах. 29 лодок были сделаны из стеклопластика, восемь — из алюминия и четыре — из дерева. Бензиновыми двигателями пользовались 34 победителя, а остальные семь предпочли дизельные установки. Три самых первых чемпиона пользовались традиционными гребными винтами, регулируемые винты фирмы Mercruiser «загребли» 20 побед, а недавно появившимся винтам полупогружного типа (surface drives) досталось все остальное.

Показателен рост скоростей: если в начале 1960-х победители развивали среднюю скорость около 48 км/ч, то в 1980-е благодаря катамаранам преодолели порог в 100 миль в час (160 км/ч). А в наши дни средние скорости превышают 200 км/ч.

Два мира

В 1992 году в королевских гонках произошли принципиальные изменения: были введены более жесткие правила и регламенты, чем-то напоминающие правила «Формулы-1», а сам чемпионат мира Class 1 приобрел официальное название U.I.M. Offshore Class 1 Championship. Соревнования были поделены на десять этапов, проходящих с мая по декабрь.

Последствия не заставили ждать — мир разделился на Америку и остальные страны. Например, малоизвестная в России Американская ассоциация гоночных катеров (American Power Boat Association — APBA) проводит гонки в 15 (!) различных категориях. Настоящая королева гонок — безусловно, серия Offshore (не путать с мировым Offshore Class 1) — состязания океанских катеров. Разобраться с правилами этих гонок может лишь американец: только в прошлом году я насчитал 15 различных этапов в 12 категориях! Причем какого-то окончательного финала нет, каждый этап сам по себе. Разнообразие классов объясняется тем, что гоняются в Америке частные команды, причем многие на серийных катерах. Поэтому в одной гонке могут принимать участие как сравнительно маломощные однокорпусные глиссеры с одним 500-сильным двигателем Mercury, так и сверхмощные океанские катамараны с двумя турбинными двигателями по 1600 л.с. каждый!

Кстати, в Европе есть клон, правда очень хилый, этих самых заокеанских гонок — мировой чемпионат по гонкам на выносливость Powerboat Р1. Cлово «мировой» не должно вводить в заблуждение — это чисто европейская забава, где гоняются в основном англичане и итальянцы плюс единственная китайская команда Ocean Dragon Racing. В этом году гонки пройдут в двух категориях, Evolution и Supersport.

Королева гонок

Уже запутались? Тогда резюмируем: настоящие королевские океанские гонки — это U.I.M. Offshore Class 1 Championship и ничто другое.

Несмотря на то, что для увеличения зрелищности современные гонки проводятся хоть и на открытых акваториях, но вблизи берега по кольцевой трассе, участвуют в них самые настоящие катера открытого моря, спроектированные для гонок на полной скорости на волнах высотой более трех метров! Устройство таких катеров — тема отдельной статьи, которую мы собираемся подготовить в ближайшее время. А сейчас немного о самих гонках.

В этом году чемпионат включает восемь этапов: по одному в Греции, Румынии, Египте и Катаре и по два в Норвегии и Объединенных Арабских Эмиратах. Дуплеты в Эмиратах и Норвегии неслучайны: последние годы именно между норвежской командой Spirit of Norway Racing и эмиратской Victory Team идут главные баталии за первые места.

Каждый этап длится три дня: первый — тесты, второй — квалификационные заезды на скорость (Pole position), третий — собственно гонка. Квалификационная гонка Pole position — отдельное соревнование чемпионата, но проходит по трассе Гран При, чтобы экипажи получили представление об условиях огибания поворотных знаков и особенностях дистанции. Победа в Pole position не играет такой важной роли, как в «Формуле-1». Просто первые пять катеров, которые в Pole position показали лучшее время, стартуют с ходу за стартовым катером в первом ряду, остальные следуют в произвольном порядке.

Гонка длится приблизительно час, за который команды должны проделать 20 кругов, общая дистанция составляет примерно 200 км. Победитель получает 20 очков, 2-е место — 15, 3-е — 12 (далее 9, 7, 5, 4, 3, 2, 1 очко за 10-е место). В конце сезона по сумме очков определяется победитель, который и получает кубок Гриффита.

Человек-дроссель

Живая легенда гонок Offshore Class 1 — англичанин Стив Кертис, единственный восьмикратный обладатель звания чемпиона мира (примерно как Михаэль Шумахер в «Формуле-1»). Только в «Формуле» пилоты гоняются в одиночку, а в Class 1 — парами: собственно пилот и троттлмен (throttlеmаn — человек на дросселе). Стив водит нас вокруг своего катера 10 Spirit of Norway стоимостью $5 млн. и рассказывает об особенностях управления океанскими болидами. От умения троттлмена управлять двумя двигателями по 850 л.с. каждый зависит скорость на трассе.

Гонщики прошлого были любителями-энтузиастами. При минимальной защите они сами занимались навигацией, управляли двигателями и рулями, одновременно сражаясь с природой.

Современные гонщики надежно закреплены в анатомических креслах в капсулах безопасности, расположенных под лексановыми фонарями, позаимствованными из авиационной промышленности. Благодаря системе глобального позиционирования GPS они наблюдают за своими перемещениями на экранах компьютеров. Лодки касаются воды только в дни испытаний и соревнований, а их подготовкой занимается команда специальных инженеров и техников.

Но море за последние 40 лет никак не изменилось. Ни достижения технического прогресса, ни высокий уровень профессионализма спортсменов не отменяют главного принципа гонок Class 1 — «человек и машина против моря».

Поездка на гонки Class 1 организована при поддержке компании Edox — производителя официального хронометра чемпионата мира по скоростным лодкам Wppa Ckass 1 World Powerboat Championship и спонсора команды Spirit Of Norway Racing.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2007).