Тандем пополам: Нет смысла в двух колесах, если есть одно

От велосипедистов можно услышать забавную байку о том, как две спортсменки, Абби Кельто и Адори Киллипс по прозвищу «АК в квадрате», катались на велосипеде-тандеме. Во время спуска с горы непрочный тандем развалился пополам, и каждая девушка оказалась верхом на одноколесном снаряде. Этот случай ничуть не расстроил спортсменок. Напротив, они стали первыми в мире поклонницами юнисайклов, одноколесных велосипедов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует и более правдоподобная теория возникновения юнисайкла, связанная со знаменитым велосипедом Penny Farthing. Изобретенный Джеймсом Стэнли в 1866 году снаряд имел огромное ведущее переднее колесо, позволявшее достигать достаточно больших скоростей — цепной привод с повышающим передаточным отношением в те времена не использовался, и педали крепились непосредственно к оси колеса. Крохотное заднее колесо несло вспомогательную функцию и легко отрывалось от земли, стоило велосипедисту слегка сместиться вперед. Тогдашние лихачи и трюкачи с радостью пользовались этим свойством, пока не догадались, что можно обходиться вообще без заднего колеса. На фотографиях конца XIX века встречаются цирковые одноколесные велосипеды с огромным колесом от Penny Farthing.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 1980-х юнисайклом заинтересовались спортсмены-экстремалы. Вслед за фрирайдом и триалом катание на одноколесном велосипеде превратилось из циркового искусства для избранных в современный вид спорта.

Размер имеет значение

Сегодня множество моделей юнисайклов разных стилей и назначений производится серийно. Классический юнисайкл представляет собой колесо с необычной втулкой, обеспечивающей непосредственное соединение педалей с осью колеса, раму, объединяющую в себе вилку и подседельный штырь, и специальное вогнутое седло с ручкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное отличие юнисайклов друг от друга заключается в размере колеса. Из-за прямого привода диаметр колес всецело определяет скорость движения. На велосипеде с 20-дюймовым колесом можно разогнаться до 13 км/ч, а на огромном 36-дюймовом катке — до 35 км/ч. За скорость приходится платить ухудшением маневренности и чрезвычайно сложной посадкой: чем больше колесо, тем выше над землей располагается спортсмен и тем сложнее забраться в седло, удержав равновесие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компания Schlumpf выпускает революционные юнисайклы с двухступенчатой коробкой передач. Планетарный механизм скрывается во втулке колеса, для переключения с прямой на повышающую передачу и наоборот достаточно нажать кнопку на торце оси мыском ботинка.

Прямой привод позволяет спортсмену вращать педали как вперед, так и назад, тем самым контролируя положение снаряда относительно собственного тела. За счет давления на педали осуществляется и торможение с высокой скорости. Тем не менее существуют юнисайклы, во втулку которых встроена «трещотка», как на обычном дорожном велосипеде. Они позволяют двигаться накатом, не вращая педали, и экономить силы. Кататься на таком юнисайкле намного сложнее, чем на снаряде с прямым приводом, так как при движении накатом приходится держать равновесие, не помогая себе педалями. Чтобы выкатить юнисайкл вперед из-под себя, спортсмен может по-прежнему крутить педали, а вот чтобы переместить центр тяжести вперед, он должен пользоваться ручным тормозом, наличие которого обязательно для велосипедов с трещоткой. Ручной тормоз, расположенный под седлом, можно увидеть и на большинстве горных юнисайклов с прямым приводом — для того чтобы затормозить, двигаясь под уклон, давления на педали оказывается недостаточно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По горам и по перилам

Узнав, что вы катаетесь на юнисайкле, посвященный человек не спросит, в каком цирке вы работаете, а поинтересуется, какой стиль катания вы предпочитаете. В современном юнисайклинге стилей не меньше, чем в традиционном велоспорте. Горный юнисайкл (Mountain Unicycle, MUni) предназначен для движения по любым поверхностям и рельефам с прицелом не столько на преодоление препятствий, сколько на прохождение максимального расстояния. Отличительные черты MUni — большое 24- или 26-дюймовое колесо с внедорожным протектором и ручной тормоз. Ближайший родственник MUni — гоночный юнисайкл с большими колесами для спринтов на 100, 400, 1600 м и более.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В триале юнисайклам приходится преодолевать сложные препятствия — лестницы, перила, двухметровые обрывы, прыжки на высокие препятствия. Главная задача в триале — пройти всю трассу, оставшись в седле. Юнисайклы для триала отличаются небольшим 20-дюймовым колесом для лучшей маневренности и очень прочной рамой, способной выдержать приземления с большой высоты с тяжелым наездником на борту. Триалисты используют особую технику приземлений, во время которых седло выводится вперед и удерживается рукой. Прыжок верхом на седле нередко оканчивается поломкой подседельного штыря или даже травмой спортсмена. Для тех, кто не любит прыгать, есть особый стиль катания — rolling trials, прохождение препятствий без прыжков. Это задача для остроумных, изобретательных и к тому же очень умелых райдеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фристайл на одноколесном велосипеде предполагает катание с выполнением самых разнообразных трюков. Как и в BMX, в юнисайклинге присутствуют «флэтленд» и «стрит», разве что в рампах («верт») на «юниках» пока что не катаются. «Флэтленд» — это выполнение разнообразных трюков на плоскости, своеобразные танцы на юнисайкле. Для «флэтового» байка не критична прочность, зато чрезвычайно важен малый вес. Для «стрита» — трюков с использованием препятствий городского ландшафта (бордюры, перила, лестницы, клумбы, скамейки — зависит от больной фантазии райдера) — необходим более прочный и тяжелый байк. В любом случае для всех трюковых дисциплин, как правило, применяются колеса диаметром не более 20 дюймов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые шаги

Кататься на одноколесном велосипеде далеко не так трудно, как кажется. Как правило, обучение занимает от 10 до 30 часов. Важно найти подходящее место для тренировок — ровную поверхность рядом со стеной или перилами, на которые можно опереться. Чтобы поехать на юнисайкле, необходимо чуть-чуть наклониться вперед, как будто собираясь упасть, и компенсировать наклон вращением педалей. Почувствовав стабильность, можно понемногу отпускать перила. Освоив юнисайкл, вы не останетесь в одиночестве. В настоящее время существует множество клубов и официальных объединений любителей одноколесного велосипеда, в том числе Международная федерация юнисайклинга. Сообщество поклонников «юников» существует и в Москве. С другой стороны, юнисайклы пока что трудно назвать заурядным снарядом, поэтому внимание окружающих вам гарантировано. А главное, даже если незнакомый человек попросит ваш «юник» покататься, далеко он от вас точно не уедет.