Современные авиасимуляторы настолько реалистичны, что в них с удовольствием играют настоящие летчики.

Не ошибусь, если скажу, что почти каждый мальчишка в детстве мечтал стать летчиком. Почувствовать себя настоящим пилотом помогают авиасимуляторы — компьютерные имитаторы полета. Среди всего многообразия авиационных игр лидирующее место занимает симулятор самолетов стран-участниц Второй мировой войны, «Ил-2. Штурмовик». Многие о нем просто слышали, а многие уже несколько лет не мыслят своей жизни без ежедневных воздушных боев. Главное отличие этой игры от остальных, благодаря которому она на протяжении нескольких лет остается ведущим мировым симулятором, это беспрецедентная реалистичность физической модели полета и механизма повреждений, а также отличная графика. «Ил-2. Штурмовик» язык не поворачивается назвать игрой. Это не только замечательный тренажер для овладения мастерством полета и воздушного боя, но и глубокий экскурс в историю Второй мировой войны, армий, вооружения, ТТХ самолетов. В игре реализована возможность полетать на более чем двухстах самолетов стран-союзников и стран Оси. Не правда ли, впечатляет?

Продолжение рук

Главный инструмент виртуального пилота — это джойстик и другие устройства управления. Игровые контроллеры для авиасимуляторов можно условно разделить на несколько уровней. Устройство начального уровня — обычный джойстик: рукоятка управления и несколько кнопок. Главное правило при покупке джойстика — скупой платит дважды. Купив недорогой джойстик в самом начале карьеры виртуального пилота, вы очень скоро будете вынуждены его менять: разболтавшаяся ручка начнет мешать точно целиться в противника и выполнять даже самые простые маневры. Лучше сразу послушать советы бывалых и выбрать достойный аппарат.

Для управления самолетом от игрового контроллера требуется не менее четырех осей свободы: помимо двух основных, отвечающих за руль высоты и крен, необходим точный контроль тяги и руля направления (киля). Джойстики начального уровня, как правило, оснащаются регулятором тяги, выполненным в виде отдельного колесика или рычага. За руление отвечает поворотная рукоятка управления. Многие игроки настолько привыкают к такой системе, что не могут играть по‑другому, хотя объективно наклонять рукоятку в нужную сторону, нажимать на ней по несколько кнопок и в придачу поворачивать ее вокруг вертикальной оси довольно неудобно.

Более продвинутые авиационные контроллеры называются HOTAS, что расшифровывается как Hands On Throttle And Stick (руки на дросселе и джойстике). Как правило, они выполняются в виде двух отдельных устройств — собственно джойстика и рукоятки тяги. Преимущество HOTAS заключается не столько в реалистичном управлении тягой, сколько в возможности не обращаться к клавиатуре во время игры и не снимать руки с органов управления. Для этого HOTAS оснащаются большим количеством всевозможных кнопок, переключателей, шифтов. Кроме того, наличие рукоятки тяги позволяет реализовать управление килем не с помощью вращающегося джойстика, а своеобразной «качелькой» под левой рукой. При этом правая рука, как и положено, концентрируется исключительно на управлении высотой и креном.

Наиболее продвинутые (и дорогие) HOTAS позволяют навсегда забыть о клавиатуре, используя для управления функциями игры не только многочисленные кнопки, но и специально настраиваемые программные профили. К примеру, контроллер Saitek X-52 оснащается набортной памятью, в которую можно загрузить сразу несколько профилей (конфигураций клавиш) и менять их прямо в полете. Кроме того, продвинутые HOTAS имеют дополнительные оси свободы (вращающиеся ручки или слайдеры) для управления шагом винта, триммерами и прочими аналоговыми параметрами. Правда, опытные пилоты любят шутить: «В бою важна лишь одна кнопка — залпового огня».

Сделай сам

Чтобы освоить авиасимулятор на высшем уровне сложности, необходимо играть по несколько часов в день. Серийные игровые контроллеры, рассчитанные на более скромные игрушки, от такого режима эксплуатации быстро выходят из строя, да и новые устройства своими характеристиками зачастую не устраивают привередливых игроков. Многие виртуальные пилоты относятся к обычным джойстикам как к полуфабрикату, требующему доработки или полной переделки. Как минимум, в джойстике сразу меняют смазку. В идеале все его пластмассовые механизмы заменяют на металлические, желательно с использованием подшипников. Основной источник проблем виртуальных авиаторов — переменные резисторы. Дорожки, по которым ходят ползунки, имеют склонность загрязняться и стираться, вследствие чего джойстик неадекватно реагирует на движения рукоятки. Резисторы приходится разбирать, чистить, смазывать, заменять на новые. Оптические датчики менее прихотливы, чем резисторы, но многие игроки считают их работу недостаточно плавной.

Некоторые самодельщики изготавливают контроллеры с нуля, копируя органы управления реальных самолетов, в том числе и представленных в игре. Особый шик — воссоздать в собственной комнате настоящую кабину пилота. От серийных джойстиков зачастую остается только электроника, однако и к этой части у экспертов бывают претензии. Дело в том, что характеристики отклика программы на движения рукоятки (кривые чувствительности), зашитые в электронную схему устройства, могут содержать нежелательные мертвые зоны или скачки, которые невозможно исправить на программном уровне. В этом случае электронную начинку тоже дорабатывают. Кроме того, многие пилоты изменяют количество и конфигурацию кнопок.

На настоящих самолетах пилот управляет рулем направления с помощью педалей. Летные педали для компьютера — большая редкость. Серийные педали в настоящее время выпускает только фирмы Saitek и CH, и, несмотря на хорошее по игровым меркам качество исполнения, все перечисленные недостатки серийных устройств применимы и к ним. Нашими соотечественниками из компании ВКБ были разработаны педали, которые оказались настолько хороши, что из удачной самоделки превратились в мелкосерийный Hi-End продукт, очередь на который расписана на несколько месяцев вперед. Педали полностью выполнены из металла, все шарниры снабжены подшипниками. Особенно примечательны электрические элементы — магнитные резисторы (MaRS), разработанные ВКБ. Они работают так же плавно, как обычные резисторы, но вместо контактного ползунка в них используется магнит. Отсутствие трущихся деталей в конструкции датчиков делает их надежными и точными. Отдельные модели педалей ВКБ предоставляют пилоту возможность точного аналогового управления колесными тормозами. Реалистичные тормоза позволяют тормозить плавно, не клевать носом (капотировать) при посадке, точно рулить на земле. К тому же специалисты ВКБ дают неограниченную пожизненную гарантию на свои устройства, обещая, что педали достанутся внукам нынешних счастливых владельцев.

Смотри в оба!

В отличие от автогонок, где соперник может быть лишь впереди или позади игрока на трассе, в небе каждый волен лететь в любую сторону и может оказаться где угодно. Поэтому для виртуального пилота жизненно необходим хороший обзор всего окружающего пространства. Практически на любом авиационном джойстике есть один или несколько переключателей вида (они же «шляпки», «грибки» и «хатки»). Переключатель вида представляет собой четырех- или восьмипозиционный мини-джойстик, располагающийся под большим пальцем. Наклоняя его в нужную сторону, пилот может смотреть направо или налево, вверх или назад.

Однако самый лучший способ обозревать виртуальные окрестности — вращать головой в буквальном смысле, используя устройство TrackIR. Это небольшая инфракрасная камера, которая крепится перед игроком (как правило, на мониторе) и отслеживает положение специальной метки на его голове. Датчик настраивается так, чтобы небольшие покачивания головы приводили к значительным поворотам игрового вида (так пилоту не приходится напрягать шею и глаза, постоянно следя за монитором).

От винта!

Итак, вы решили попробовать. Для начала, чтобы постигать азы летного дела и воздушного боя, не выходя в сеть, исключительно с ботами (компьютерными противниками), достаточно одного начального диска. Например, «Ил-2. Штурмовик». Сразу хочется предупредить: чтобы добиться успехов в пилотировании, а тем более в воздушном бою, потребуется время и терпение. Благо, в игре предусмотрены тренировочные миссии с азами пилотирования для начинающих.

Прежде чем ученик впервые садится за штурвал настоящего самолета, ему приходится усвоить массу теоретических знаний, получить основы физики полетов, понять, почему самолет реагирует на органы управления так, а не иначе. «Ил-2. Штурмовик» настолько точно воссоздает поведение самолета во всем многообразии влияющих на него факторов, что виртуальному пилоту тоже приходится учить матчасть. Инструкция, прилагаемая к игре, содержит основы летной теории и раскрывает некоторые тонкости — к примеру, зачем пилоту пользоваться триммерами, как изменять шаг винта, корректировать состав топливовоздушной смеси в зависимости от высоты и многое другое. Конечно, виртуальный пилот может корректировать уровень сложности в соответствии со своими способностями, вплоть до превращения сложного симулятора в детскую аркаду.

Особая гордость создателей симулятора — точная реализация нюансов технических характеристик и летных качеств отдельных самолетов. Только зная, какие преимущества и недостатки собственный самолет имеет по сравнению с машиной противника, пилот может принимать верные тактические решения. Многие виртуальные пилоты (вирпилы) проводят значительное время, разыскивая и штудируя историческую литературу о Второй мировой, чтобы досконально разобраться в технических данных и тактических преимуществах реальных моделей самолетов и реализовать их в симуляторе.

Именно тактика зачастую имеет решающее значение в воздушном бою. К примеру, советские пилоты поначалу уступали немецким в сражениях, пытаясь вести техничный пилотажный бой на одной высоте (бой на горизонталях). Немцы, самолеты которых имели преимущество по скорости набора высоты, вели бои на вертикалях: забирались как можно выше и поражали противника в пикировании, развивая при этом наибольшую скорость, а затем резко уходили вверх, скрываясь от ответных атак. Разумеется, с приходом на фронт новых советских самолетов наши пилоты взяли реванш и на горизонталях, и на вертикалях.

Попались в сеть!

Первый этап пройден, вы научились летать. И даже ведете воздушные бои с ботами и успешно проходите статические кампании в звании полковника и трижды Героя Советского Союза. Но для того чтобы почувствовать, чего вы стоите как пилот на самом деле, и ощутить всю прелесть игры, нужно полетать в сети на сервере. Вот тут вам покажут, чего вы добились в освоении приемов пилотирования и ведения боя. Скажу сразу, разница между полетами в одиночку дома и в сети с реальными людьми будет чрезвычайно велика. Готовьтесь к тому, что вас будут бить. Причем бить профессионально и эффектно. Поначалу будет обидно, но потом самому захочется научиться вот так же мастерски владеть самолетом и «выделывать кренделя». Контингент летающих в сети необычайно разнообразен как по возрасту, так и с точки зрения опыта не только виртуальных, но и реальных полетов. Вирпилы на серверах от 10 до 70 лет — это нормально. Сбивать вас будут как представители мужского пола, так и женского. Причем расхожее выражение «женщина за рулем» с понятным подтекстом абсолютно не подходит для этих «ночных ведьм» — они надерут вам хвост почище любого парня! В сети летают и настоящие пилоты с солидным налетом и жизненным багажом. Не редкость там летчики, прошедшие не одну горячую точку, начиная с Анголы и Афганистана и заканчивая Чечней. Встречаются и фронтовики.

В сети вовсе не обязательно играть по принципу «каждый сам за себя». Игроки могут объединяться в команды, эскадрильи, пилотажные группы. Здесь в игру вступает командная тактика, умение игроков четко выполнять поставленные перед ними задачи, работать в команде, координировать свои действия. Переговоры можно вести в текстовом режиме, однако опытные вирпилы предпочитают использовать программу Team-speak 2.

Вирпильское братство

Виртуальные пилоты — поклонники «Ила» — есть во всем мире. Это категория людей, объединенных в своеобразное общество, — как это ни пафосно прозвучит, — в братство. Вирпилы постоянно устраивают встречи, сами организовывают чемпионаты и участвуют в них, они дружат семьями. Вирпилы объединяются в эскадрильи. У вирпила, летающего в сети, сотни друзей по всему миру. Виртуальные пилоты даже имеют свой нагрудный знак, который они с гордостью носят и который позволяет им узнавать друг друга при встрече. Кстати, такой знак носит и разработчик игры Олег Медокс. Каждый знак, изготовленный из драгоценных металлов, имеет свой порядковый номер и идентифицируется с конкретным владельцем.

«Популярная Механика» и проект «Расправленные крылья» запускают совместный конкурс, турнир команд истребителей «Виртуальный пилот — 2006». Приглашаем настоящих асов сразиться и выиграть уникальные знаки «Виртуальный пилот», выполненные с элементами золота и серебра!

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2006).