Живые легенды мотоциклетного мира, как правило, не поддаются классификации.

Даже человек, едва умеющий кататься на велосипеде, наверняка сможет угадать, какой мотоцикл принадлежит байкеру, случайно повстречавшемуся ему в придорожном кафе. Затянутый в яркий комбинезон спортсмен с «чашечками» на коленях и закрытым шлемом в руках наверняка приехал на спортбайке. Богатырь в тяжелой кожаной куртке, ощетинившейся металлическими шипами и заклепками, скорее всего, колесит на огромном сверкающем чоппере. Господин средних лет в открытом шлеме, с иностранным акцентом и безупречными манерами, вероятно, путешествует на комфортабельном туристическом мотоцикле. Тем не менее во все времена находились люди, не желающие носить ярлыки. Нестандартные мотоциклы, сделанные ими и для них, в свое время настолько потрясли воображение байкеров, что стали бестселлерами и породили новые массовые стили. Существуют и такие оригинальные аппараты, которые невозможно вписать даже в самые широкие стилистические рамки.

Необузданная мощь. Yamaha V-Max

В этом году исполняется 20 лет одному из самых необычных, самых любимых и легендарных мотоциклов в истории, великому поражению США — Yamaha V-Max. Так уж случилось, что воплощение необузданной мощи, мотоцикл для настоящих мужчин, молот американской мечты, в народе ласково именуемый кувалдой, был от начала и до конца создан в Японии. Руководитель проекта V-Max господин Араки был вдохновлен американскими гонками родстеров на четверть мили (402 метра). Двухколесный дрэгстер, увидевший свет в 1985 году, не был похож ни на один из существующих мотоциклов. При виде V-Max взгляд невольно останавливается на огромном двигателе. Черный четырехцилиндровый V-образный исполин с рабочим объемом 1198 см³, оснащенный современной системой газораспределения DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр, выдает 102 л.с. и 109 Нм крутящего момента (в разные годы выпуска цифры могли существенно отличаться). Силовой агрегат сообщает 262-килограммовому мотоциклу внушительную динамику: лишенный каких-либо обтекателей монстр пробивает воздушную стену на скорости 220 км/ч и разгоняется от нуля до сотни менее чем за 4 с. Столь необычный мотор установлен в классическую трубчатую раму с увеличенной колесной базой для большей устойчивости на прямой. Безумно мощный и тяжелый мотоцикл с нежестким и небыстрым шасси имеет весьма крутой нрав и не собирается помогать водителю проходить повороты, предпочитая извилистым серпантинам прямые проспекты и длинные автобаны. Yamaha V-Max стал эталоном для популярного класса мотоциклов — мускул-байков. Мускул-байк (muscle-bike) — аппарат для сильных и прямолинейных людей. На замену классику Yamaha подготовила новую модель MT-01. Новинка оснащается современной рамой, ее 90-сильный силовой агрегат увеличенного до 1670 см³ объема выдает крутящий момент 150 Нм. Но владельцы оригинальных V-Max не спешат расставаться со своими любимцами.

Рассекатель. Sachs Beast

Первые мотоциклы в стиле «стритфайтер» (уличный боец) появились в гаражах городских спортбайкеров. Стритфайтер — это спортбайк, модернизированный для езды по городу.

Первая и главная модификация заключалась в удалении аэродинамического обвеса. Скорости, на которых обвес дает реальное преимущество, в городском потоке практически недостижимы. Снятие пластика приводит к снижению веса машины (как следствие — улучшению управляемости), минимизации потерь при падениях и контактах с автомобилями (обвес дорог в ремонте), а главное — уменьшению ширины мотоцикла, что является критическим фактором «проходимости» в городских пробках.

Стиль «стритфайтер» включает множество тонкостей. Стритфайтером в абсолюте можно назвать концептуальный Sachs Beast. Благодаря необычной раме типа «монокок» и использованию силового агрегата в качестве несущего элемента, мотоцикл удалось сделать чрезвычайно узким. Поджарый байк максимально облегчен и лишен каких-либо обтекателей, с виду он напоминает скорее набор непонятно как скрепленных между собой деталей, нежели цельный аппарат (на самом деле мотоцикл очень жесткий). Узкий руль, отсутствие зеркал заднего вида и указателей поворота позволяют Beast «просачиваться» в самые узкие просветы между беспомощно стоящими в пробке автомобилями. Уменьшенный наклон спортбайковской вилки-перевертыша и, как следствие, укороченная база делают мотоцикл более маневренным. Прямая посадка, в отличие от спортивного «эмбриона», помогает управлять машиной на малых скоростях. Установленный на Beast мощный двигатель от спортбайка развивает 160 лошадиных сил. Для города характерен неравномерный, рваный характер езды. Мотор стритфайтера должен быть более эластичным, нежели спортбайковский, пусть даже ценой некоторой дефорсировки, чтобы мотоцикл мог пулей выстреливать вперед с любой скорости, а не дожидаться, пока двигатель раскрутится до высоких оборотов.

Пробные шаги в направлении экстремальных стритфайтеров делают многие производители, к примеру Honda с концептом New American Sports. А в серию пока что идут городские забияки другого рода — брутальные нэйкеды (Yamaha FZ1) и проходимые супермотарды (Husquarna NOX).

Автоцикл. Munch Mammut

Истории известно немало автомобилей с мотоциклетными моторами — в то время как мотоциклы с двигателями от автомобиля можно пересчитать по пальцам. Один из них в 1966 году построил немецкий конструктор Фридль Мюнх. Двухколесные авто с говорящим названием MЯnch Mammut («мамонт») Мюнх выпускал мелкими сериями вплоть до конца 1980-х. В конце 1990-х изобретатель решил возродить «мамонта», заручившись поддержкой инженера и предпринимателя Томаса Петша. В 2000 году на свет появился мотоцикл нового тысячелетия — MЯnch Mammut 2000.

Сердце нового «мамонта» — рядный 4-цилиндровый мотор Cosworth объемом 2 л, оснащенный современной системой впрыска топлива и турбонаддувом. Его мощность — 260 л.с., крутящий момент — 380 Нм. При таких параметрах чудовищный для мотоцикла вес 390 кг можно считать небольшим. Разработчики супермотоцикла не скупились на технические новинки и дорогие материалы. Байк оснащен полностью регулируемой телескопической вилкой Ohlins перевернутого типа, два регулируемых задних амортизатора расположены горизонтально под двигателем. Передние тормозные механизмы Mammut — с плавающими дисками и 8-поршневыми суппортами с каждой стороны. Бензобак, «хвост» и обтекатели изготовлены из карбона.

MЯnch Mammut невозможно отнести к какому-либо из существующих классов и стилей мотоциклов. Эксклюзивная марка MЯnch не снизойдет и до производства серийных машин: выпуск «мамонтов» ограничен 250 экземплярами, распространенными по предварительным заказам.

Керосинка. MTT Turbine Superbike

Создатели MTT Turbine Superbike называют его революцией в мире спортбайков. Turbine в названии байка означает не турбонаддув, а газотурбинный двигатель, как на вертолете. MTT стал рекордсменом Гиннесса как самый мощный и самый дорогой ($150 тысяч) серийный мотоцикл. Зафиксированная максимальная скорость байка составляет 408,6 км/ч.

Характеристики газотурбинного двигателя Rolls Royсe Allison 250 звучат непривычно: мощность 320 л.с. при 52 000 об./мин., потребляемое топливо — керосин. По сравнению с традиционными поршневыми двигателями внутреннего сгорания газотурбинные моторы имеют ряд преимуществ: лучшее соотношение мощности и веса (в результате 320-сильный мотоцикл весит около 230 кг), более надежная смазка (подшипники вала турбины не контактируют с камерой сгорания, благодаря чему смазочные материалы не горят). Их широкому распространению мешает прежде всего шумность и, конечно, высокая цена. MTT Turbine Superbike снялся в кульминационной сцене фильма «Torque» («Крутящий момент»). Выходя из кинотеатров, большинство зрителей смеялись: мол, в кино часто приукрашивают возможности техники, но рассказывать сказки про чудесный мотоцикл, который несется по улицам с ревом реактивного бомбардировщика и ускорением баллистической ракеты, — это уж слишком. В реальность Turbine Superbike не поверил почти никто. Этот мотоцикл настолько уникален, что его существование кажется невероятным.

В следующем номере мы расскажем об уникальных мотоциклах другого рода: кастомах, каждый экземпляр которых изготавливается в соответствии с любыми пожеланиями будущего владельца.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2005).