Таков основной снаряд главного спортивного события этого года — чемпионата мира по футболу.

Командный дух — одно из самых главных качеств, необходимых для победы. Мы точно знаем, что в нынешнем чемпионате мира по футболу выиграть без командного духа будет совершенно невозможно. Как и просто сыграть хотя бы один матч. «Плюс командный дух» — именно так переводится с немецкого название нового официального мяча чемпионата мира +Teamgeist, изготовленного компанией adidas.

Пятнистый символ

До конца 1960-х годов футбольные мячи делали из прямоугольных полосок коричневой кожи (по похожей схеме сейчас шьются мячи для волейбола). Удары по тяжелым мячам (особенно в мокрую погоду) были для игроков достаточно болезненными, и это, понятное дело, сказывалось на точности игры. Революция произошла в 1970 году, когда на сцену чемпионата мира в Мексике вышел первый мяч adidas, сшитый из двенадцати черных пятиугольников и двадцати белых шестиугольников. Пятнистый окрас был выбран неслучайно: чемпионат 1970 года впервые транслировался в прямом эфире и мяч Telstar был отлично виден на черно-белых телеэкранах. Неудивительно, что именно этот мяч стал общемировым футбольным символом.

Новые технологии

Мяч, созданный компанией adidas для чемпионата мира 2006 года, стал настоящей революцией в мире футбола. После 36 лет следования классическому 32-панельному adidas радикально изменила конструкцию мяча — теперь он состоит из 14 панелей сложной формы (шесть «пропеллеров» и восемь «турбин»). «Пяти- и шестиугольные панели прошлых мячей были сшиты по прямой линии, а в новом мяче ‘пропеллеры' плотно прилегают к ‘турбинам' - и это бесспорное преимущество, — рассказывает «Популярной механике» Ганс Питер Нюрнберг, технолог отдела инновационных разработок компании adidas. — Мы смогли сделать мяч еще более круглым, он имеет меньше стыков

и швов (их общая длина уменьшилась примерно на 15%). Да и процесс производства значительно упростился за счет уменьшения количества панелей». «Такая форма панелей появилась как следствие новой технологии термосклейки формованных деталей (впервые была использована в мяче чемпионата Европы 2004 года), — добавляет дизайнер мяча +Teamgeist, сотрудник отдела инновационных разработок Скотт Томлинсон. — Она освободила нас от необходимости ‘плиточного' покрытия мяча. Все панели вместе образуют однородную структуру, сокращая количество угловых стыков».

Еще один значительный шаг, по словам Нюрнберга, это прозрачная оболочка, покрывающая мяч: «Мы называем эту технологию ‘underglass' (под стеклом). На рисунок нанесен последний прозрачный слой, который обеспечивает равномерное и износоустойчивое покрытие. У предыдущих мячей чувствуется отличие между зонами с графическим оформлением и без него, что приводит к разнице в контакте — а значит, и в поведении мяча, особенно в условиях высокой влажности. +Teamgeist имеет однородную поверхность, и мяч в любых погодных условиях летит ровно — вне зависимости от того, в какую его точку бьет футболист».

Проверка боем

Но не стоит думать, что дизайнеры могут делать с мячом все что захотят. «Чтобы мяч получил звание ‘официального', он должен соответствовать стандарту FIFA по массе, форме, водонепроницаемости, долговечности и даже высоте отскока, — говорит Нюрнберг. — Это очень жесткие требования, и у дизайнеров и технологов, желающих помочь футболистам играть лучше, остается очень мало простора для маневра. Мы разработали специальное оборудование и методику тестирования, а чтобы точно уложиться в стандарты FIFA, установили собственные, еще более жесткие требования».

С помощью приборов измерялся даже такой параметр, как точность мяча. Тесты, проведенные в футбольной лаборатории adidas в Шайнфелде с помощью специальной роботизированной ноги и на кафедре спортивных технологий университета Лафборо, показали, что точность мяча +Teamgeist на 30% выше, чем у его конкурентов. Но каковы бы ни были лабораторные измерения, окончательный ответ все равно могут дать только те, кто будет играть этим мячом — профессиональные футболисты. По словам Нюрнберга, при тестировании мяча большое внимание уделялось именно ощущениям игроков. А эксперт-консультант программы разработки мячей adidas Гюнтер Пфау рассказал нам, что, когда официальный мяч чемпионата мира был готов, во время тестирования на поле выяснилось, что в дождливую погоду он становился слишком скользким, а в сухую и жаркую — липким: «Пришлось изменить состав внешнего покрытия: мы никогда бы не обнаружили этого в лабораторных условиях».

Электронные судьи

Между тем новый мяч мог бы быть еще более революционным. Ведь изначально планировалось, что чемпионат мира 2006 года станет первым событием, где будет применяться электронная система слежения за мячом, разработанная немецкой компанией Cairos Technologies. В мяч планировалось встроить электронный чип, а ворота оснастить антеннами. Система могла бы бесстрастно фиксировать гол и передавать информацию об этом арбитрам на специальные электронные браслеты.

Эта технология уже прошла первую проверку на юниорском чемпионате мира в Перу в сентябре 2005 года. Но руководство FIFA решило пока не использовать новую систему на чемпионате мира. «Технология пока еще не готова, — так высказался по этому поводу генеральный секретарь FIFA Урс Линси. — Идея хорошая, но нужно еще время, чтобы довести ее до необходимой точности и надежности». А президент FIFA Сепп Блаттер, по его собственным словам, испытывает смешанные чувства в вопросе внедрения новых технологий: «Это испортит все удовольствие от дискуссии — был гол или не был. Болельщикам будет этого не хватать».

Впрочем, есть надежда, что на чемпионате мира 2010 года в ЮАР уже будут играть «электронным» мячом, а +Teamgeist станет последним в истории мирового футбола «неэлектронным» снарядом. Кстати, чтобы поиграть им, не обязательно входить в национальную сборную — мяч, на разработку которого компания adidas потратила три года, можно купить в магазине всего за $125.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2006).