Степь, похожая на старое лоскутное одеяло, сильный ветер и мелкий, едва различимый глазом песок, который норовит забиться в каждую щель. Машины, с ревом проносящиеся по серому солончаку, подпрыгивают на каждой кочке и натужно переползают бархан за барханом. Это — суровые русские гонки на квадроциклах, и просто дотянуть до финиша уже считается за большой успех.
Живой репортаж «ПМ»: на квадроциклах по степи

Can-Am Trophy Russia — это ежегодный ралли-рейд (даже «кросс-кантри ралли», учитывая размах), в котором участвуют только квадроциклы. Причём трасса намеренно сформирована таким образом, что квадроциклы по ней пройдут в разы быстрее автомобилей. Кроме того, свои ограничения накладывает серьёзная дистанция — протяжённость некоторых спецучастков достигает 1000 км. Несколько лет назад, в 2011-м, мы уже ездили на болотный этап Can-Am Trophy, но с тех пор утекло много воды, правила поменялись, а нынешняя гонка — совершенно другая. Здесь «квадрики» не вязнут в непроходимых топях и не перебираются через лесные буреломы. Здесь степь да степь кругом, и это не менее круто.

Всего в заезде принимало участие 3 класса «квадриков»: ATV (стандартные квадроциклы), SSV Standard (мотовездеходы базовой комплектации) и SSV Sport (специально модифицированные вездеходы). Мотовездеходы встречаются ниже на иллюстрациях — это такие мощные квадроциклы с крышей и двумя сидячими местами — для пилота и для штурмана. Поэтому призовых мест было аж 15 штук — по тройке на каждый класс + отдельные призы для штурманов SSV. Первый этап прошел в Татарстане, а второй представлял собой 1000-километровый марафон из Элисты в Астрахань. Именно на второй, самый зрелищный этап мы и отправились в этом году, заранее предвкушая нечто для совершенно необычное. И не прогадали.

Трасса

В сентябре степь преображается. От цветущего буйства красок остаются лишь полотна высохшей травы, леопардовыми пятнами покрывающей песчаник и глинозем. В этом году погода выдалась неожиданно холодной и даже влажной: по приезду нас ждал проливной ливень (редкое событие для астраханских степей) и ледяной, промозглый ветер по утрам. Поездка на квадроцикле сильно отличается от привычного обывателю стиля вождения: у машины отсутствуют стекла и двери, отчего даже на малых скоростях воздушный поток с силой обтекает пилота, занося в кабину песок и холод. Но если на АTV, напоминающем мотоцикл, такое воспринимается более или менее естественно, то при езде на SSV, где ты, казалось бы, садишься в кресло, подобное автомобильному, это просто разрыв шаблона.

Канал - это узкая колея, которая является единственной автодорогой в степи...
… и даже она может доставить неприятностей, ведь в ней скапливается мелкая пыль и песок. Забудешь закрыть забрало — и в лицо тебе полетит степной мусор! На фото спортивный Maverick 1000 Ds turbo Лаукарта и Чудайкина прорывается сквозь пылевую завесу

Заезды по степям — это уникальный набор ощущений. В качестве транспорта организаторы гонок выдали журналистам роскошный набор вездеходов — почти таких же, на каких ехали сами спортсмены. А что делать, там реально больше ничего не пройдёт, мы не шутим. В качестве головной машины выступал алый спортивный Maverick, за которым колонной шествовали агрессивные Commander’ы и надежные, хоть и не такие быстрые Defender’ы. Больше 70 км/ч машины разгонялись лишь на прямых участках трассы, и то не всегда. Связано это в первую очередь не с физическими ограничениями двигателя, а с тем, что каждый ухаб, рытвина или бархан (из которых и состоит степной ландшафт) превращаются в испытание вестибулярного аппарата и жестоко швыряют машину из стороны в сторону. Благодаря V-образной оси квадроциклы могут без труда проходить участки и под наклоном в 40−50 градусов, на котором обычный автомобиль сходу перевернулся бы на бок.

Обычно степные водоемы покрыты толстой коркой соли...
…но после дождей в прогалинах и небольших водоемах остается вода, которая может стать дополнительным препятствием для гонщиков. Таисия Штанева не рискует и объезжает воду по берегу

К началу заездов солнце разогревало почву и ехать становилось комфортнее. Это играло на руку пилотам и штурманам, которые проводили в седле изрядное количество времени, выписывая по пыльному степному бездорожью витиеватые петли в попытках сориентироваться на местности. Пользоваться GPS было строго запрещено: у штурманов была «легенда» трассы и одометры, которые отбивали расстояние между позициями и указатели курса (современные такие компасы), без которых в степи трудно понять нужное направление. Поэтому самый удобный маршрут нужно было искать самостоятельно (к слову, в этом отличие Can-Am Trophy Russia от ралли-рейдов, где GPS разрешено). Контрольные створы — точки на маршруте, которые обязан пройти каждый участник гонки строго по ходу движения — это два цветных флага, заметить которые в пыльной степи порой бывает непросто. Как правило, их устанавливают на хорошо заметных издали участках местности (всхолмиях и барханах), но если ты заметил чекпойнт, это не значит, что ты успеешь к нему раньше прочих. Каждый бархан скрывает за собой яму или обрыв — даже пресса, которая в сравнении с общим темпом гонки неторопливо ползла по степи от флага к флагу, то и дело садилась «пузом» на барханы и проваливалась в глубокие колдобины. Благодаря спутниковому мониторингу (который является особой фишкой Can-Am Trophy Russia, вишенкой на торте зрелищности) любой желающий мог в онлайн-режиме наблюдать за ходом гонки.

Можно полюбоваться на автомобили участников...
…перед тем, как они покинут стоянку и уйдут на ТО, где за каждым будет ухаживать своя команда механиков

Состязания

Скорость в ралли по бездорожью играет не главную роль. Разогнавшись на одном участке, можно не вписаться в поворот и не только проиграть соперникам драгоценные секунды (или даже минуты), но и надолго выбыть из строя. В конце концов, гонка многодневная, и если сегодня команда пришла к финишу первой, то это не гарантирует ей победу по итогам всех пяти дней заезда. С другой стороны, на трассе царит атмосфера не только соревнования, но и коллективной поддержки: участники гонки охотно оказывают друг другу помощь, помогая вернуться в строй и показывая дорогу тем, кто заблудился — ведь вокруг, куда ни глянь, на многие километры расстилается голая степь, и в случае критической ситуации оргпомощь может и не успеть вовремя. Can-Am Trophy Russia, как и любой рейд, — сложное испытание для всех, кто принимает в нем участие, от механиков, на чьи плечи ложится ответственность за исправность техники, до пилотов и штурманов, чья выносливость не может не вызывать восхищение. Напомним, что мы как-то писали о том, как чувствует себя на рейдах Сергей Карякин, представитель России в квадро-зачёте «Дакара», и это реально железный человек. Тони Старк нервно стоит в сторонке.

Женщины тоже покоряют степные просторы!
На фото — отважная Алина Миннахметова, победитель Can-Am Trophy Russia 2011 в категории SSV-women.

Три дня тяжелых испытаний

Степной этап включал в себя пять спецучастков. Суммарно в гонке приняли участие 44 машин, из них 14 квадроциклов принадлежали к ATV-классу, 19 к SSV Standard и 11 к SSV Sport. Участники съехались со всей России: Москва, Екатеринбург, Ижевск, Ульяновск, Казань, Майкоп… Были гости даже из Казахстана. Участие в подобных гонках — удовольствие не из дешевых: несмотря на кажущуюся простоту, цена на многие квадроциклы составляет порядка 2 млн рублей, и примерно во столько же обойдется кастомизация, техническое обслуживание и транспортировка техники и персонала.

ТО и передышки между заездами команды проводят в базовом лагере, откуда каждое утро выезжают на стартовые позиции отдельного спецучастка. Первыми на новом спецучастке стартуют текущие лидеры заезда, и сложно сказать, преимущество это или нет. С одной стороны, никто не маячит впереди и не разбивает трассу. С другой, по чужим следам не сориентируешься, а порой приходится пробиваться через «неразъезженные» барханы. Так или иначе, каждый день экипаж должен выкладываться на полную, проявляя чудеса мастерства вождения и ориентирования на местности. При этом многочисленные случайные происшествия (от внезапно закончившегося бензина до некстати пробитого острым камнем колеса) могут перечеркнуть весь заезд на корню.

Николай Марков на RENEGADE 800 покоряет степные ухабы...
…попутно пытаясь сориентироваться на местности. Пилот ATV — сам себе штурман

Пыль и песок — бич квадроцикла. Они не только ухудшают видимость, но забиваются в воздухозаборники, щели в приборной панели и открытые участки одежды. Помимо пыли, степь просто-таки полнится огромными кузнечиками с нежно-розовым брюшком, которые на полной скорости прыгают в кабину, влекомые воздушным потоком, и бьются о забрало, как маленькие живые пули, иногда оставляя после себя печальные кляксы и кусочки хитина. Особенно тяжело на песчаной местности приходится пилотам ATV: из-за многочисленных перепадов высот на барханах водитель квадроцикла, который сам себе и пилот, и штурман, вынужден практически стоять во время поездки, потому что попытки присесть могут или обернуться травмой, или своенравный «конь» просто вытряхнет из седла незадачливого ездока во время спуска с песчаной горы.

Даже внедорожные шины могут зарыться в песок...
…поэтому лучше всего возить с собой походную лопатку — иначе вам предстоит раскапывать машину руками

Во четвертый день заезда участники преодолевали два огромных бархана, «Африка» и «Большой Брат», наметённые посреди степи астраханскими ветрами. Взобраться по практически отвесной горе мелкого, горячего песка на своих двоих было непросто (утверждаю на собственном опыте), — что уж говорить о машинах, которым приходилось выжимать максимум для того, чтобы не завязнуть в песке. Впрочем, большая опасность — опрокинуться и покатиться с бархана вниз, что чревато серьёзными травмами, особенно для пилотов открытых ATV, не успевших вовремя спрыгнуть. Быть придавленным квадроциклом — не шутка. К счастью, обошлось без серьезных происшествий.

До следующей гонки

Церемония награждения прошла в бивуаке вечером 16 сентября, на специально воздвигнутой посреди степи импровизированной сцене. Максим Антимиров стал финалистом среди машин ATV-класса; на стандартной SSV-комплектации отличились пилот Сергей Лошкарев и штурман Александр Старченко, а победителем SSV Sport стали пилот Сергей Карякин (да, тот самый) и штурман Антон Власюк. Надо признать, что, несмотря на общую усталость от пятидневного марафона, звездное небо и огромная полная луна, тихо плывущие по небу под мерный рокот моторов и выстрелы салюта, стали одним из самых сильных впечатлений от Can-Am Trophy 2016.

А подытоживая, можно сказать то же, что мы всегда говорим, когда пишем о чём-то подобном. Во‑первых, в подобных ралли может принять участие любой человек. Да, это недёшево — но разве мечта бывает дешёвой? И если поставить себе цель, можно стать если не профи, то как минимум сильным любителем. А там при должном стечении обстоятельств и спонсоров недалеко и до «Дакара». А то как-то нехорошо, что у нас в тамошних квадроциклах всего один представитель. Квадротрофи форевер!

Фото